Галопом по народам
К Дню народного единства Псковская областная научная библиотека устроила мероприятие для любителей настольных игр. Только вот подходящих случаю игр у них в библиотеке могло бы и не случиться, если бы псковская Школа межэтнической журналистики не командировала меня на этот фестиваль настолок с чудесной коробочкой под названием «Единство многообразия».
Эту настольную игру разработала Региональная еврейская национальная культурная автономия Московской области. Благодаря чему шестеро участников фестиваля настольных игр в Пскове, включая меня, не выходя из-за стола, отправились в настоящую этноэкспедицию по регионам России – галопом по народам!
По правилам игры каждому из нас досталась картинка с натюрмортом из элементов культуры того или иного народа России, а на обратной стороне, куда до конца игры подглядывать нельзя, – справочные материалы про этот народ.
Тебе надо дополнить свою картинку тематической картой из общей кучи – с одеждой, блюдами, сказками, играми разных народов. А потом проверить, правильно ли ты выбрал карту или надо отдать её соседу.
Вы, конечно, спросите, а что, так можно было: меняться картами с соседями? Конечно! Когда речь идет о разных народах, нужно учиться сотрудничать, чтобы использовать максимум возможностей.
Вот, к примеру, лежит передо мной картинка с атрибутами народов Кавказа, а мне выпадает карточка с меховой накидкой и пушистой обувью (пимами). Это наверняка что-то северное, а у соседа справа на картинке как раз суровая сибирская зима – вот где надо утепляться: «Держи мою карту, не мёрзни!»
В правилах игры, в которые мы старались не глядеть, потому что у нас и так всё шло как по маслу, есть забавное замечание: если у игроков возникают сложности, они имеют право импровизировать и придумывать свои правила. Естественно, это правило понравилось нам больше всего и другие уже не понадобились.
В итоге мы все выиграли и лишний раз убедились: когда народ един – он непобедим.
А теперь предлагаю и вам поиграть вместе со мной в «Единство многообразия».
Например, знаете ли вы про народный праздник под названием «Балтай», который отмечается через неделю после Троицы?
Этот праздник посвящён хозяину леса – медведю. В этот день жители деревни все вместе выходят в лес, где проводятся моления и наряжают «медвежью семейку». Головной убор «медведям» делают из папоротника и цветов, тело украшают кленовыми листьями и ветками. Вокруг «медведей» водят хороводы, распевают песни, благодарят их за богатые дары леса. Играют в народные игры. Одна из них – сбор кикерок: из лыка изготавливают шарики, которые нужно собирать с закрытыми глазами. Затем девушки ведут «медведей» в деревню, где каждый двор их встречает поклоном, хлебом-солью, квасом и пирогами.
Угадайте, какой народ так делает:
а) буряты б) карелы в) мордва г) экскимосы
Второй вопрос. Праздник Ысыах – самый главный праздник в этой ресиублике. Традиционно Ысыах праздновался в день летнего солнцестояния – 21 июня. Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (олонхосут), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра; иногда большие роды устраивали осуохай в течение трех дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.
Какой народ придумал водить такие хороводы:
а) татары б) корейцы в) ненцы г) якуты
Третий вопрос. «Праздник Весны» (Яран сувар) празднуется 21-22 марта. Период «яр» продолжается в течение 14 дней, по 4 апреля. В эти дни очищают дворы и участки, обрезают и сжигают сухие ветки, приводят в порядок инвентарь и инструмент. Перед праздником готовятся сухие стебли растений (стебли для яра), их ставят в виде конусов на специальных площадках для костров. В ночь с 21 на 22 марта зажигаются костры. В землю втыкаются факелы (лаванар) в каждой группе по семь штук. В костер бросают старые вещи со словами: «Старое, гори! Новое, родись!». Устраиваются зрелищные фейерверки. Прыгают через костер.
На следующий день с утра (22 марта) юноши с ряженым козлом идут по дворам и колядуют. Собирают гостинцы, устраивают представления.
Кто так делает:
а) лезгины б) белорусы в) удэгейцы г) алтайцы
Максим Дубровин
23.11.2022
***Правильные ответы:
1. мордва
2. якуты
3. лезгины