Абдул Хамид Джанибеков: фольклор стал смыслом его жизни

Абдул Хамид Джанибеков: фольклор стал смыслом его жизни

Именем Абдула-Хамида Джанибекова названо несколько школ в Астраханской области, в 2019 году в честь него был возведен памятник, его имя носит одна из улиц Астрахани — там же располагается дом-музей Джанибекова, известный своими научными конференциями «Джанибековские чтения».

Да, это имя известно, пожалуй, многим астраханцам, но не все знают, чем же он заслужил такое внимание и почему его личность так же важна для ногайского народа, как, например, гений Александра Пушкина для русской культуры.

Абдул-Хамид Джанибеков – ученый-этнограф, автор первых ногайских букварей и грамматик. Он был страстно увлечен устным народным творчеством ногайцев. Часто беседовал со старшим поколением, слушал их рассказы, узнавал о преданиях ногайцев, их борьбе с калмыками в прошлом. Фольклор стал смыслом жизни Джанибекова. Он много путешествовал по регионам проживания ногайцев и везде собирал материалы для своих будущих работ, записывал ногайские героические эпосы, любовную лирику, пословицы и поговорки, загадки, плачи, обрядовую поэзию. Так, А.-Х. Джанибеков описал историю зарождения и указал автора лирико-эпической поэмы «Карайдар и Кызыл-Гуьл», которая считается памятником устного-народного творчества ногайцев. В 1928 году он завершил работу над алфавитом на основе латиницы, а в 1938 году была написана ногайская грамматика на основе кириллицы.

Многочисленные наблюдения и собранные материалы нашли свое отражение в основном труде жизни ученого-этнографа «Соьз казнасы», или «Сокровищница слов». Произведение представляет собой четырехтомник. Первый том называется «Песни», он поделен на несколько разделов: «Исторические песни», «Борьба за Кавказ», «В эпохе царизма», «Бытовые песни», «Бозлавлар» (надгробные песни), «Современные песни» и «Революционные песни». К первому тому автором был составлен специальный словарь архаизмов. Второй том посвящен сказкам, «мудрым словам» и загадкам. Тут можно встретить такие следы ногайского фольклора, как скороговорки, «слова пожеланий и проклятий», «слова суеверных разговоров» и т.д. В третьем томе своего труда Джанибеков поместил свыше тысячи пословиц, а четвертый, заключительный том, содержит различные поговорки.

Также Абдул-Хамид писал исторические, этнографические и лингвистические заметки на ногайском языке о ногайцах Астраханской губернии, Кубанской области, Терского округа и Дагестанской республики, которые вошли в рукопись «Путешествие по ногайскому миру».

Пробовал себя Джанибеков и в литературе. Его перу принадлежат пьесы «Карагаш тойы», «Кызыл-Гуьл» и «Сатлык мурзалар», но ни одна из них не была опубликована, однако первая была поставлена в Астраханском государственном зимнем театре (теперь там размещен Астраханский драматический театр).

Абдул-Хамид проводил научные исследования, собирал фольклорные памятники и совмещал это с работой учителя. Его преподавательская деятельность охватила почти все регионы проживания ногайцев. Где бы Джанибеков не преподавал, он создавал творческие кружки, ставил театральные постановки. Его дочь, рассказывая о трудовой деятельности отца, вспоминала, что он организовывал краеведческий кружок, учителям и учащимся старших классов помогал собирать материал по истории родного аула. Литературный кружок, по ее словам, способствовал приобщению детей к сбору фольклорных памятников на родном языке. К слову, Софья Абдулхамидовна Калмыкова-Джанибекова пошла на стопам отца: она является составительницей первого большого ногайско-русского словаря и автором многочисленных учебников по ногайскому языку.

Творчество просветителя ногайской культуры до сих пор изучают в Астрахани, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ставрополе.

Алина Валишова

Материал можно прочесть по ссылке.

21.11.2022