Как в Осетии не прослыть "гостеедом", или Правила горского этикета

Как в Осетии не прослыть "гостеедом", или Правила горского этикета

В школе с 1 класса я начал заниматься исследовательскими работами, на которые меня вдохновила моя первая учительница Царикаева Роза Хасановна. Она была моим научным руководителем. Потом с 5 по 11 класс исследованиями мы занимались с моим классным руководителем Хабаловой Натальей Асламбековной.

Предмет моих научных работ – это история моей семьи, судьба моих предков, культура и традиции моего народа. Каждый человек должен интересоваться духовными и культурными ценностями. Ведь культура составляет главное отличие одного народа от другого. Поэтому считаю, что это важно – знать культуру своего народа.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Этикет – совокупность правил поведения и вежливости, принятых в обществе. Правила этикета являются социальными нормами и опираются на обычай. Следование этикету было обязательным условием жизни в осетинском обществе. Выдающийся русский ученый Всеволод Миллер писал, что в бедных осетинских домах «соблюдается этикет строже, чем в европейских раззолоченных палацах».

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

У осетин существовали строго регламентированные формы обращения и приветствия. Встречаясь, они непременно должны были поздороваться, даже если они были незнакомы. Обычай здороваться за руку осетины переняли у других народов лишь в позднейшее время. Еще в 70-х годах XIX в. приветствовали друг друга сгибанием правой руки в локте и обменом фразами: «Дæ бон хорз уæд!», «Дæ хъуыддаг раст уæд!» («Да будет день твой хорош!», «Да будет дело твое правым!»). 

Существовали также строго регламентированные правила разговора. Осуждалась торопливая и громкая речь, в общественных местах не допускался азартный разговор. Беседа всегда протекала плавно, без резких оборотов, не допускалась, какая бы то ни было грубость или вульгарность. Осетинская речь была полна метафор и условных оборотов. Крайне неприличным считалось, если кто-либо начинал говорить, не выслушав до конца собеседника, а тем более вмешавшись в чужой разговор. Кроме того, считалось нескромностью со стороны молодого человека участвовать в разговорах со стариками.

СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ

«Уважение к старшим, – писал М. А. Мисиков, – это одно из самых отрадных явлений. Порой можно получить истинное удовольствие при виде того, как образованный осетин, доктор, присяжный поверенный или генерал вставал перед простым, но старшим летами осетином».

Внутри семьи отношения между старшими и младшими также определялись чувством приличия и стыдливости. Савва Кокиев писал: «Я знаю примеры, что шестидесятилетний старик за всю жизнь не позволил себе никогда показаться в одном белье престарелым родителям, которые почти не видят и не слышат. Такое развитие чувства стыдливости и приличия распространяется на все мельчайшие подробности жизни осетина, как в семье, так и в обществе».

Младший, сопровождая старшего в дороге, должен был идти слева. Когда с пешим стариком встречался молодой всадник, он должен был соскочить с лошади, не доезжая до старика, и идти навстречу старшему, ведя лошадь под уздцы. Первым приветствовал старик, а младший скромно отвечал. Затем поворачивался и провожал пешком старика до тех пор, пока тот не отсылал его идти своей дорогой, благодаря за внимание. Отойдя шагов сто, младший вскакивал на лошадь и ехал дальше. При встрече со старшими женщинами мужчины проделывали то же самое

ГОСТЕПРИИМСТВО

Гостеприимство было у осетин важным социальным институтом. Отношения между хозяином и гостем были строго регламентированы обычаем и включали не только предоставление гостю крова и пищи, но и неограниченное покровительство и защиту. Хозяин, допустивший, чтобы в его доме гость стал жертвой насилия, получал позорную кличку «уазæгхор» – «гостеед». Клеймо ложилось не только на него, но и на всю его фамилию. 

Особой торжественностью отличался прием почетного гостя. Он становился гостем всего села. Его тут же окружали мужчины, старые и молодые, отдавая дань уважения. Старшие усаживались рядом с гостем, молодые стояли в стороне и только отвечали на вопросы. По обычаю, не полагалось спрашивать гостя – кто он и откуда. Когда же садились за накрытый стол, гость должен был представиться. Ради почетного гостя непременно резали барана.

Трапеза в честь почетного гостя имела ряд особенностей. Ему подавали почетный бокал («нуазæн») – это обычай, известный на Кавказе только осетинам. Он уходит корнями в скифскую эпоху и впервые описан Геродотом.

После застолья гостя уводили в гостевую комнату, где ему была приготовлена чистая постель для отдыха. Перед укладыванием в постель подросток снимал с него обувь и забирал его вещи, которые отдавал женщинам. Если одежда была грязной и рваной, то молодые невестки и девушки стирали и зашивали ее. К утру у изголовья гостя в полной готовности лежали его одежда и обувь.

Отъезд гостя также сопровождался определенным ритуалом. Если гость был недоволен приемом хозяев, то он, сев на коня, ударял его по хребту у крупа, хозяева же делали вид, будто не заметили этого, но принимали вызов к сведению.

Если же гость был доволен приемом, он, пожав руки всем, стоящим во дворе, вскакивал на коня и уздой поворачивал его голову к двери гостеприимного хозяина, после чего ударял коня плетью по передним ногам или груди и делал приветственный знак рукой. Хозяин со своими родственниками и соседями провожал гостя до границы своего села.

(рис.6).

Редкий образованный турист не восхищался при виде дисциплинированных обычаем осетин, когда они утонченно вежливо, с ласковою предупредительностью, приглашают к себе в «уазагдон» (помещение для гостей) поесть с ними «хлеба и соли» и когда они, осчастливленные тем, что гость согласился остановиться у них, ухаживают за гостем, всячески ему, угождая. По мнению доктора Пфаффа, это явление заключает в себе «отражение высочайшей нравственной цивилизации золотого века осетин». По моему мнению, гостеприимство в таком виде, как оно существует у осетин, прежде всего, указывает на ум и нравственную высоту народа.

Гость гостю рознь – не перед всяким гостем стоит осетин-хозяин. Если гость одних лет с хозяином или старше его, то гость пользуется всеми правами старшинства: т. е. осетин-хозяин стоит перед гостем или же, когда разница в годах между ними небольшая, садится по просьбе гостя. Все остальные члены семьи обязательно стоят перед гостем и прислуживают, за исключением женщин, которые в гостиной не появляются. Часто бывает, что гостям прислуживает и девица, если нет сыновей в доме. Но если гость моложе, то не может быть речи, чтобы хозяин, старше его летами, стоял перед ним; в таком случае гость садится перед хозяином по просьбе последнего или, же вовсе не садится, если разница больше 10-15 лет.

Когдв гость у ворот или во дворе, то моментально к нему выбегают навстречу хозяин и младшие. Но и тут соблюдается старшинство, и если гость далеко моложе хозяина, то он не сочтет нужным, чтобы ему оказывали какую бы, то, ни было помощь при слезании с лошади. Но если гость ровесник или старше хозяина, то быстро к нему подскакивают и помогают сойти с коня. У него сейчас же отбирают коня, и уже с этого момента можно о коне не беспокоиться: все будет сделано, коня и накормят, и напоят вдоволь. Далее гостю помогают снять бурку, башлык, ружье, отбирают плеть, и просят пожаловать в дом. Если гость редкий или хоть сколько-нибудь почтенное лицо, то обыкновенно вскоре собираются родственники и соседи приветствовать гостя. Каждый, входя в гостиную, подходит и приветливо говорит: «Здравствуй, гость» - «Æгас цу, уазæг». Последний встает, а вместе с ним встают и все сидевшие, а на приветствие отвечают: «Хорз цæр» - «Да живется тебе хорошо». Далее идут продолжительные расспросы о том, что у них делается, какие у них новости. А тем временем хозяйки пекут пироги с сыром и варят кур или барашка, смотря по состоянию и времени года. Подают еду младшие. Другой же из младших, держа в левой руке таз, в правой - кувшин с водой, обходит всех сидящих по старшинству и дает им умыть руки. После краткой молитвы старшего приступают к еде по старшинству.

Когда убирают стол, все благодарят дом, который накормил их, и просят у Бога, чтобы он умножил хлеб сего дома. Обычно после еды старшие, за исключением самого хозяина, или гость благодарят хозяйку дома. Последняя, если еще молода, выходит и становится у дверей с опущенными глазами: по обычаю смотреть смело гостю в глаза считается неприличным.

По обычаю, перед тем, как гость садится на лошадь, держащий ее под уздцы молодой человек поворачивает ее лицом к дому в знак того, что гость расстается другом дома, и, придерживая стремя левой рукой, а правой держа коня, помогает гостю сесть. Развеселившийся гость сильно и шумно ударяет плетью своего коня и выезжает со двора.

«Всякий, кто осмелится оскорбить гостя даже вне дома, на дороге, будет считаться отныне врагом хозяев», – говорили наши предки. Надеюсь, что наш народ восстановит горский этикет и передаст его будущим поколениям, так как нравственное и духовное воспитание молодежи в традициях прошлых веков привдет к моральному и физическому оздоровлению нации.

Сармат Цаллагов

21.11.2022