Хороша ларца душа!
19 марта региональный символ Года культурного наследия народов России ларец отправился в путь по Калужской области. Добирался от точки А в точку Б наш деревянный герой не автостопом, конечно, и не «Почтой России», и, уж тем более, не почтой голубиной. Да и редкая птица долетит до середины Днепра…ой, то есть до Сухиничей, держа в клюве сундук, под завязку набитый самыми-самыми эксклюзивными сувенирами в количестве восемнадцати штук!
В чём уникальность наполнения ларца? В нём сокрыта душа каждого уголка Калужской области. Известно, что душа – деле тонкое, не дай бог, растрясётся в дороге. А потому ларец путешествует только из рук в руки, никак иначе.
– Ну, братцы, кто первый экспонат на Руси? – Мы!
27 августа ответственные лица – заместитель главы администрации Сухиничского района Елена Пастарнакова и заведующая отделом культуры Ольга Золотова – приняли «одухотворённый» ларчик в поселке Ферзиково и повезли сие чудо на сухиничскую землю.
Мы поспешили в сокровищницу, где символ нашёл временное пристанище, – в кабинет руководителя отдела культуры Сухиничского района.
– У нас ларец пробудет до 10 сентября. В этот день на площади Дворца культуры состоится событие, имеющее историческую подоплёку – фестиваль-ярмарка «Краски осени», – раскрывает карты Ольга Золотова. – Гвоздь программы – передача символа Года культурного наследия от нашего района соседнему. Повезло козельчанам, далеко им ездить не придётся. Хотя и нам тоже повезло: когда бы ещё мы оказались на праздновании Дня посёлка Ферзиково?!
– Ольга Николаевна, приоткройте завесу тайны. Какова душа нашего района? Что же мы можем положить в ларец? Удивим всю область, не сплошаем? - спрашиваем, налюбовавшись вдоволь куколками из сундука. А вдруг какую рукотворную барышню сухиничане намереваются представить как местный символ?
–Ещё бы! Конечно, удивим. Хотя идея – понятная, и она воплощена в материальном виде в самом центре города, в двух шагах от места, где проходят наши народные гуляния. А пару веков назад здесь тоже гуляли, но не только душой отдыхая, а в другом смысле – прохаживались вдоль торговых рядов. Город наш издревле славился торговлей, поэтому и символ, который будет вложен в ларец от Сухиничского района, имеет к ярмарке самое прямое отношение.
Что же, утоляем любопытство, потираем ручки: ларчик открывается, и мы имеем счастье прикоснуться к душе всех уголков области сразу.
В середине композиции высится кукла-матушка, наряженная в русский сарафан, украшенный традиционным для региона вышитым узором. Подол одеяния декорирован алой рукотворной надписью «Калужская область». На ручках у куколки – целый ворох запелёнатых младенцев, то бишь районов. Вокруг же – экспонаты, отражающие суть каждой территориальной частицы края.
Символом Куйбышевского района является холст – олицетворение местного бытового предмета и человеческой жизни: прочной, чистой и длинной-длинной, такой, с которой пришлось расстаться бойцам 139-й стрелковой дивизии при попытке выбить фашистов с Безымянной высоты у посёлка Рубеженка.
«Их оставалось только трое из восемнадцати ребят» – каждый россиянин знает эти строки стихотворения Михаила Матусовского. Слова легли на музыку Вениамина Баснера, и история подвига восемнадцати сибиряков, совершённого в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на этом рубеже, стало каноничной.
Фарфоровый белый лебедь – сувенир, помещённый в ларец в Кировском районе. Именно лебедь красуется на эмблеме «Кировской керамики» – градообразующего предприятия, выпускающего изделия в духе народных промыслов.
Спас-Деменская душенька заключена в тряпичной кукле по имени Коляда, смотанной из пеньки и льняного полотна – материалов, которыми здесь в стародавние времена торговали. Коли торговали, то и выращивали тут же будущую основу для продукции, лён да коноплю.
В Мосальском районе в сундучок помещена кукла-ярмарка. Догадались уже, почему она, а не что-то иное? Расскажу: по количеству и масштабности ярмарок Мосальский уезд славился 200 лет назад на всю губернию, да и в наше время шумная торговля идёт.
Следующим эстафету по передаче символа Года культурного наследия народов России в Калужской области принимал район Жиздринский, олицетворением истории народа избравший купол церкви, увенчанный крестом, а на кресте том сидит сокол. Корень этой символики берёт начало в XIV веке. Согласно легенде, в 1382 году жители Подмосковья, спасаясь от золотоордынского войска под началом хана Тохтамыша, во главе со священнослужителем бежали на юго-запад. Вышли они на берег Жиздры и решили остановиться здесь. Перво-наперво поставили сруб церквушки. На закате на деревянный крест её сел сокол. Поселенцы сочли это божьим знамением. Так и появилось село под названием Соколье, ставшее предместьем городка Жиздра.
Из Жиздры ларец отправился в Боровск. Кукла Боровец, прообразом которой стал леший – хранитель бора, обрамляющего город. Кстати, именно Боровцем назывался изначально современный Боровск. По преданию, так нарёк город его основатель – князь Владимир Андреевич Храбрый.
Из Боровска, граничащего с Московской областью, ларец отправился в путь-дорожку дальнюю, в Хвастовичский район, в соседях у которого ходит брянский регион. В Хвастовичах сильны традиции Мельпомены и Талии, как-никак народному театру минуло уже полвека. Собственно, и символ района, пополнивший ларец, самый что ни на есть театральный – маска, притом из чистого хрусталя.
А вот ещё один интересный сувенир мы заприметили – расписную пуговицу. Вот уж диво! Сувенир украшен лубочной картинкой – брендом Малоярославецкого района. Знаете, почему изображение подвигов воинства нанесено именно на пуговицу? Потому что Малоярославец – крайняя точка, держащая границу к Первопрестольной, «застёгивающая» её, как пуговка.
А куколка в зелёно-золотых одеждах родом из Мещовского района. Цвета наряда такие же, как и на гербе районного центра. Да и три колоска, что в руках у Мещовочки тоже будто сошли с герба. Славно плодородием Мещовское ополье! И ещё одна кукла нашла место в ларчике! Шанюшка в ручках держит бумажный свиток.
Дзержинский район на гербе своём тоже имеет свиток, обозначающий вдохновение и полёт мысли. Чувствуется явная отсылка к событиям Золотого века русской литературы. В посёлке Полотняный Завод дважды бывал сам Александр Сергеевич Пушкин. Отсюда родом супруга великого творца, Наталья Николаевна Гончарова. Её папенька владел Полотняно-Заводской бумажной мануфактурой. Предприятие, кстати сказать, процветает и в наши дни.
Похоже, что в ларце собирается целая коллекция кукол: и Людиновский район вложил свою душеньку в образ куколки. Голубая косынка, которой прикрыты плечи её – символ бескрайней глади озера Ломпадь – одного из семи чудес калужского региона, крупнейшего в области искусственного водохранилища.
Символом же Перемышльского района считается огурец. Этот овощ местные выращивают в промышленных масштабах. Он-то, Огурец-Удалец, сочный красавец, и прыгнул в ларец, потеснил кукол. Район Бабынинский славится урожаями другой огородной культуры. Ух, крупна бабынинская картошечка! Полный мешок накопала с одного квадратного метра кукла Баба Нина и вместе с припасами полезла в ларец-то. С таким обилием второго хлеба в запасе отчего бы не прокатиться по губернии?
Износковский район, известный обширными болотами, тоже даровал обитателям сундука свой гостинец: кукла Клюковка принесла товарищам по турне целую корзинку ягод и грибов и даже ложки с собой прихватила.
Следующий поселенец ларца – золотая пчела. В путешествие она отправилась аккурат на Медовый спас. В Медыни, на чьём гербе жужжат 16 пчёлок, этот православный праздник не рядовой, а престольный.
Жители Думиничского района дополнили экспозицию сундука хлудневской игрушкой в виде древа жизни. Промысел этот живёт более 200 лет. Яркие полосатые свистульки и грематухи, создаваемые из глины пальчиками сельчанок, в 70-х годах прошлого столетья прославили Хлуднево на всесоюзной выставке.
Ферзиковский район отправил в путешествие своего миниатюрного богатыря – защитника лада на земли нашей.
Сейчас как никогда важно, чтобы среди разномастный жителей ларца царил мир и взаимоуважение: чтобы жили лебеди, и от белых стай мир добрее стал; чтобы пчёлка не вредила сама себе: ужалит, к примеру, пуговицу разок и следом останется без жала; чтобы девицы-красавицы не повыдёргивали друг дружке косы русые, выясняя, кто на свете всех милее, всех румяней и белее; чтобы Боровец и Богатырь не мерились в тщеславном порыве своей силушкой; чтобы маска хрустальная так и осталась самостоятельным символом, а не аксессуаром, с помощью которого можно лицемерить – менять лица; чтобы Баба Нина учитывала следующее: одной картошкой сыт не будешь, хоть Тося Кислицына и спорит с этой ремаркой.
Мы же, полюбовавшись на чудесное наполнение ларца, стали думать и гадать, в чём суть Сухиничей. Ольга Николаевна Золотова лукаво так поглядывала. Ой, видно, что всё, да не всё она нам может рассказать здесь и сейчас. Так и быть, наберёмся терпения. 10 сентября весь район узнает, какова его душа.
Так-так…Торговля, ярмарки на Яковлевской площади, что зовётся теперь площадью Дворца культуры... Думай, голова, шапку куплю! Ну и интрига!
По-прасольски
Настал, друзья, настал этот день, которого лично мы так долго ждали. Суббота, 10 сентября. С утра пораньше близ ДК развернулся во всей красе «Сухиничский разгуляй». Как в стародавние времена, в сердце города гудит народ. Люд торговый чего только не привёз на ярмарку: и сыр козий мягкий, а также из коровьего молочка, и мёд липовый, цветочный, и восточные сласти вкупе с керамической посудой, расписанной руками узбекских мастеров, и овощи-фрукты-ягоды… На прохладном сентябрьском ветру озябнуть легко в два счёта, что, собственно говоря, мы и сделали, не упустили возможность, называется.
– Подходите, угощайтесь чайком травяным да выпечкой домашней! – зазывают зрителей библиотекари района, хлебосольничая на открытом воздухе. Накрыли они столы, ломящиеся от обилия сладостей, мясных деликатесов, разносортных солений, рецепты которых собраны, подобно экспонатам ларца ¬– Символа Года культурного наследия народов России в Калужской области ¬– со всех окрестностей.
– Какой вам заварочки? Есть с малиной, кипреем, ромашкой, мятой, душицей, смородиновым листом. И той, и этой плеснуть? Хорошее дело! –
Ирина Соломатникова скоренько вручает желающим погреть желудок стаканчик с намиксованным горячим чаем.
Пожалуйста, пейте вприкуску с ароматной шарлоткой или яблочками печёными. В домикроволновочные времена фрукт томился в русской печке не меньше пары часов, чтоб размягчиться и напитаться медовым ароматом. Сейчас же натуральный десерт можно соорудить за 15 минут в СВЧ.
Ежели на сладкое не тянет, отведайте-ка солонины в малиновом вине по местному рецепту или сала с мягчайшей шкуркой, а то и буженины можете испробовать. Ирина Сидорова и Нина Паршина сервируют тарелочку с солёностями, порционно выкладывают тёртый хрен, домашнюю аджику, горчичку и свойский ржаной с тмином хлеб ломтями. Вы веган? Так и на ваш вкус есть угощение: солёные терпкие огурчики с шафраном, помидоры по-прасольски прямиком из дубовой бочки, капуста квашеная, отварная картошечка с ароматным подсолнечным маслом.
Берём и пробуем! М-м-м, вот это я понимаю, русский завтрак, английский за пояс заткнул в лёгкую. Подкрепились! Пойдём теперь глазеть, что на других столах и рядах торговых есть занятного и лакомого. Айда с нами!
Высятся уложенные друг на друга сырные круги. Блестит на солнышке упаковка из фольги, под которой прячется полутвёрдый «Халлуми по-итальянски» для жарки. В крафтовой бумаге, перевязанной джутовой верёвкой, схватились на холодке кругляши сливочного масла. Плавает в рассоле снежно-белая моцарелла. Это мы остановились у витрины бренда «Сырдамасло». Всю продукцию в одни руки изготавливает сухиничанка Наталья Мысликова, с 5 по 7 августа заседавшая в жюри всероссийского фестивала «Сыр! Пир! Мир!».
Год назад Наташа ездила на фестиваль в Истру как участница, представила жюри оригинальный сыр в вишнёвом жмыхе, а ещё собственно наименованный «Которь» с добавлением имбиря и ароматных трав. Откуда же происхождение название новой разновидности молочного продукта? Собственно, оттуда же, откуда и он сам родом. Которь – это село в соседнем районе, Думиничском, где живут поставщики наисвежайшего жирного молока для Натальиных сыров, мороженого, йогуртов, ну и масла, конечно.
Искушённым сырным сомелье пришлась по вкусу домашняя продукция сухиничанки. По нраву товар маленького, едва ли не штучного производства, и гостям фестиваля-ярмарки.
У импровизированной торговой точки восточного мужчины по имени Анвар тоже собирается очередь, приманиваемая запахом специй и пряностей и глянцевым блеском сладостей. Тут и халва подсолнечная, и арахисовая, и с кунжутом, а также с лещиной, с грецким орешком, здесь же курага, чернослив, изюм всевозможный, рахат-лукум, пастила, корица, ваниль, гвоздика, фенхель, зира, мускатный орех… А ещё то, что автор этого репортажа попробовал впервые в жизни – вяленая дыня по четверть сотни целковых за конфетку, внешне напоминающую спресованную пенку от соевого молока, которую в магазинах реализуют как спаржу.
Дав продавцу одну купюру за взятые на пробу четыре конфетки, по одной на каждый рот в семье, во время чаепития в домашней обстановке я горько сокрушалась о том, что взяла столь мало дынных вкусностей. А вдруг я больше никогда-никогда не встречу Анвара с его восточными гостинцами? Где же я достану вяленую дыньку?
Забегая вперёд, признаюсь: Анвар, как оказалось, через неделю арендовал помещение для торговли в том микрорайоне, где я живу. Конечно, в другой раз я накупила конфет из ломтиков бахчевой культуры на всех родственников. Отчим мой родом из Узбекистана. Попробовав гостинец, 46-летний дядь Володя окунулся в воспоминания о детстве, прошедшем в азиатской республике. Сказал, что дед его, которому на момент Володиных семи лет было уже за семьдесят, умел готовить именно такую вяленую дыню. Вот он какой – вкус детства!
А пока возвращаемся на ярмарку. В Узбекистане вялят тыквенные, а в сухиничском краю тоже, знаете ли, имеются свои рецепты. Едали кувылдухи – нечто наподобие лаваша, но на свином жиру жареное? Нет? А жители села Стрельна без кувылдух обедать не садятся!
Картофельное пюре же со шкварками сухиничане именуют на свой лад амачкой и подают к блюду солёные огурцы, грибы и квашеную капусту. И таких традиционных рецептов по всему району набралось около тридцати. Если какая хозяюшка захочет разнообразить меню своей семьи, – пожалуйста, пускай полистает сборник местной кухни, пока он в открытом доступе для любопытных кулинаров. Закончится фестиваль, и придётся добывать новые хорошо забытые старые рецепты в недрах модельной библиотеки.
Ярмарка в разгаре. Шумит и толпится, как встарь, народ, стараясь прикупить в дом натуральный свежий вкуснейший провиант, дабы побаловать домашних, выспрашивает у продавцов, что это такое и с чем его едят. Ребятишки растрясают кошельки родителей и бабуль-дедуль, желая сладостей здесь и сейчас. Детвора посознательней забивает места на мастер-классы по созданию осенних панно и букетов из конфет.
Ну и, как на любой праздник, гуляния в Сухиничах традиционно не обходятся без музыки и танцев. Заводные мотивы русских народных песен не молкнут. Так и хочется пострелять глазками, подхватывая «В роще пел соловушка, там вдали» за ансамблем «Русский сувенир». А можно же ещё начать выписывать кренделя да выкидывать коленца, вторя танцорам из «Экстрима» и «Хохломы»!
Но сегодня мы здесь по другому делу, чай, не на дискотеку пришли. Вот он – час, когда сухиничане пополнят ларец-символ Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России частицей своей души. Ждём-с, ждём-с дорогих гостей.
Чу, слышу, ревёт мотор! Кажется, кто-то спешит на ярмарку! И точно, слух у меня отменный: через пару минут зрителей приветствуют глава администрации Сухиничского района Александр Колесников, заместитель главы администрации района Козельского района Елена Цукерник, а также её земляк, директор культурно-досугового центра Андрей Слизков. Сейчас-сейчас узнаем мы Вашу тайну, Ольга Николаевна Золотова!
Фокус внимания всех гостей фестиваля – на большущий сундук, который на сцену по традиции выносят два богатыря. Ух, сдюжили! Вдруг ме-е-е-дленно тяжёлая крышка сундука начинает подниматься вверх и откидывается назад. Батюшки мои, а внутри-то распрямилась во весь рост наша местная звёздочка хореографии – Иванна Бушманова. Погодите-погодите, а что это Иванка держит в руках?
– Бочка, это бочка! – оживляется сухиничский люд.
И точно: ларец стал богаче на один экспонат – бочку с разносолами. А ведь подсказку мы получили от руководства отдела культуры: в 15 метрах отсюда стоит на перекрёстке въездная стела с изображение герба Сухиничей.
Что на том гербе? Как раз таки бочонок и есть, притом не один, а два, и весы – символы торговли. Славен был град Сухиничи ярмарками и прасольскими традициями века назад, знаменит и сейчас. И душа сухиничская самобытная – в бочке!
Анна Гуськова, фото автора и из архива Дома народного творчества и кино "Центральный" г. Калуга.
20.11.2022