"Сердце пармы": не трогай Сорни-Най, ламией станешь
Религиозный конфликт, эпичные сцены сражения и женщина, которую периодически забывали одеть – недавно мы с подругой решили сходить на «Сердце пармы», о котором уже успели наслушаться много отзывов: как положительных, так и отрицательных.
По сюжету русский князь Михаил влюбляется в юную Тиче, происходящую из другого народа, другого мира и от другого бога. Тиче еще и оказывается ламией – жрицей языческой богини Сорни-Най (Золотая баба). Девушка может превращаться в рысь, управлять силами природы и дикими зверями. Михаил женится на Тиче, у них рождается сын, а позже и дочь. Такой союз приводит к столкновению язычества и православия.
Еще один конфликт, представленный в фильме, - конфликт между Великим Московским княжеством и уральской Пармой. Именно этой сюжетной линии фильм обязан двадцатиминутной сцене битвы, показанной в конце.
Кстати, сцена получилась действительно зрелищной. Несмотря на всю жестокость битвы, в кадре не присутствует большое количество крови или еще чего похуже.
Декорации, построенные для съемок, также порадовали. На три часа ты будто выпадаешь из реальности и попадаешь в другой мир, совершенно другую эпоху. Важную роль здесь также сыграли костюмы. Как я прочла позже, они были сшиты из натуральных шкур, меха и даже рыбьей кожи.
Помимо главного героя (князя Михаила) в фильме задействовано большое количество второстепенных персонажей. С одной стороны, здорово, что все эти персонажи отличаются друг от друга как по внешности, так и по характеру. С другой стороны, все большинство образов показались мне абсолютно непроработанными. За 3 часа я так и не запомнила имена всех героев, окружавших Михаила. Непонятен остался народ, населявший построенный посреди озера город Урос и больше напоминавший эльфов.
Вопросы появились также и к Тиче – жене главного героя, женщине-ламии. Многие ее действия, как и действия почти всех других героев, в большинстве своем не подчинены логике. Лично мне хотелось бы побольше раскрыть ее образ: то, как она мыслит (а мыслит она не как обычные люди, ламия все же), ее мотивацию и чувства. На деле же Тиче появляется в фильме чаще всего без одежды, мало говорит и не совсем понятно, чего хочет. У меня сложилось впечатление, что Тиче была добавлена в фильм только ради того, чтобы князь Михаил совершил определенные действия и проявил эмоции.
Большинство сцен, в принципе, не связаны между собой. Создатели пытались вместить очень большую историю (25 лет!) в трехчасовой фильм. Но в процессе были утеряны важные связи, которые должны были соединять сцены фильма между собой.
Нераскрытой осталась и тема с детьми Михаила и Тиче. Хоть они периодически и появляются в фильме, зрители ничего о них не знают. Их первые (и единственные) слова мы можем услышать только в самом конце.
В целом, я не могу сказать, что фильм мне очень понравился или, наоборот, не понравился вовсе. Стоит учитывать, что перед нами не исторический фильм, а, скорее, историческое фэнтези по мотивам реальных событий. Поэтому я предлагаю каждому посмотреть «Сердце пармы» и оценить его самому.
Вероника Романенко
18.11.2022