"Семинария – это как семья"
Есть мнение, что если человек ходит в храм, знает закон Божий, то он может стать священнослужителем. На самом деле это не так. Базовых знаний хватит только для того, чтобы поступить в вуз для священно- и церковнослужителей – семинарию. Во время обучения семинаристы не только учатся, но и выполняют послушание и проходят практику. Обучение длится четыре года, но даже после него образование не заканчивается. Священно- и церковнослужители постоянно ищут, узнают и учат что-то новое. В России высших учебных заведений для служения церкви немного – около 30-ти. Одно из них – Воронежская Духовная семинария.
31 мая 1745 года – дата ее открытия. Спустя время учебное заведение закрыли из-за нехватки денег. Но уже в 1762 она было воссоздана. В 1918 году из-за революции семинарию закрыли, и только в 1997 она вновь распахнула свои двери.
Место встречи – у расписания
На первом этаже висит стенд, к которому семинаристы приходят каждый день. На нем написан распорядок дня: график занятий, послушаний и проведения оглашений. Каждый день семинаристы служат в трапезной, в храме - пономарями, чтецами, помощниками, убирают территорию. Послушания есть постоянные – они закреплены за семинаристом, и временные – такие как убрать территорию и помочь на кухне. Если кто-то не подежурил, то он пишет объяснительную записку и идет к отцу ректору, который решает, что делать с провинившимся.
Все студенты живут в общежитии. Девушки - в своем корпусе, а юноши - в своем. Образование и проживание бесплатны.
В семинарии есть пасторский факультет и два отделения – пасторское и регентское. Девушки учатся на иконописцев и регентов, а юноши - на священнослужителей.
В свободное от учебы и послушаний время студенты участвуют в соревнованиях по футболу, а каждый год (до пандемии ковида) желающие отправлялись на Сретенский бал. В нем участвует в основном студенты пасторского факультета, потому что регенты заняты на концертах и конкурсах.
«У нас нет такого, что можно прогуливать пару»
Для того, чтобы поступить на пасторский факультет, нужно сдать русский язык, базовую математику, историю и вступительные испытания - сочинение и закон Божий. В российском рейтинге семинарий воронежская занимает восьмое место, поэтому абитуриенты приезжают со всей страны, есть студенты и из-за границы.
Обучение в семинарии – дело нелегкое. На пастырском факультете студенты учат латинский, древнегреческий, церковно – славянский языки, историю других религий, психологию и многие другие дисциплины. «У нас нет такого, что можно прогуливать пару. Это в любом случае заметят», - говорит студент четвертого курса Александр Радченко.
Каждая пара начинается с чтения «Отцу Небесный…». Во время занятий нельзя пользоваться телефонами и ноутбуками, ученики кладут их при входе в аудиторию в специальную коробку. Одежда у студента пастырского факультета неизменна всегда – китель и брюки.
Студенты сразу предупреждают: «Очень часто люди приходят и думают, что учиться легко, но потом некоторые понимают, что это не так, и отчисляются. Потому что тяжело привыкнуть к графику. Много кому не хватает свободы, потому что семинария - это как семья. Надо постоянно жить вместе, общаться и налаживать отношения, а это огромная работа».
«Регенты помогают настроиться в храме на нужный лад»
Сретенский факультет находится на третьем этаже. В него входят регентское и иконописное отделения.
«Регент – дирижер церковного хора. После выпуска мы можем преподавать церковно - певческие дисциплины и даже сольфеджио», - говорит студентка четвертого курса Мария Коваленко.
Обучение на этом отделении длится четыре года. Студенты учатся пять дней в неделю, а по субботам проходят разводные репетиции. Также есть «хоровой класс» - пара два раза в неделю, на которой собираются ученики всех курсов и разучивают произведения. Помимо музыкальных студенты учат богословские дисциплины, такие как Ветхий и Новый завет. Каждую неделю проходят череды – воскресные службы, на которых студенты четвертого курса практикуются регентовать.
Внешний вид регента немаловажен. Руки у него должны быть ухожены, яркий маникюр запрещен, чтобы не отвлекать хор. По праздникам студентка надевает юбку, блузку и жилетку. В будни она носит светскую скромную одежду.
«Священник - проводник между человеком и Богом, а хор - между молящимися, священником и Богом. Регенты помогают настроиться в храме на нужный лад. Песнопение проецирует то, что происходит в алтаре. Этим оно помогает людям понимать молитву. Регент должен быть не только музыкантом, но и знать литургический смысл слов в песнопении. Нас учат выбирать произведения, которые подходят богослужению и конкретному хору», - говорит Мария Коваленко.
Она также отметила, что учиться трудно, но к четвертому курсу студенты же спокойно играют партитуру. На этом образование регента не заканчивается. Профессия требует постоянной работы над собой и получения новых знаний.
«Наших кадров постоянно не хватает. Чаще всего вы возвращаетесь в ту епархию, от которой поступили. Иногда владыка сам распределяет регентов, когда где-то нужны кадры. Или священник пишет прошение прислать определенного студента в приход», - пояснила Мария Коваленко
«Работа для такого специалиста найдётся всегда»
Сейчас рядом с аудиториями иконописного отделения проходит выставка мастерицы Ольги Колючковской. Она приезжала с мастер-классом и учила студентов узелковому плетению на иконах. Эту технику Ольга переняла от бабушки.
Напротив выставки находится выставка иконописных работ студентов. На первом курсе ученики пишут архитектуру, животных, воду, растения, одежды. На втором – поясные и ростовые фигуры. А на третьем – венчальную пару.
Краски студенты творят, делая из порошка жидкую краску. Работают они с эмульсией – ее создают, используя яйца, уксус или вино. Все ингредиенты смешиваются с краской и растираются 20-40 минут. После изготовления смесь хранится в холодильнике.
Для того чтобы нарисовать нимбы у святых, используется поталь, ведь золото – дорогой материал. Она визуально напоминает этот металл. Но спустя время поталь зеленеет. Чтобы этого не произошло, нужно класть больше слоёв лака.
«Пишем мы на досках, которые заранее готовим к использованию. Их мы покрываем левкасом – смесью мела и желатина. Его мы тоже готовим сами. Сначала проклеиваем доску желатином, потом наклеивается паволока – либо марля, либо хлопчатая ткань, затем несколько слоев желатина и мела. Много зависит, из какого дерева сделана дощечка, - дуба, березы или фруктового. Количество слоев левкаса также зависит от того, что мы будем писать. Если будет золочение, то нужно слоев больше, чем обычно, - говорит студентка четвертого курса Анастасия Баева. -Реставрация икон – в основном практика. Преподаватель находит икону, приносит её в семинарию, и мы её реставрируем».
Самая древняя икона, которую реставрировали семинаристы, была найдена однокурсницей Анастасии - Илларой. Она отдыхала в Крыму и нашла на мусорке икону Николая Чудотворца XVIII века. Иллара привезла её в семинарию, и студенты провели раскрытие – снятие старых слоев потемневшего лака. После реставрации преподаватель сказал, что икона схожа с музейным экспонатом.
Икона – это изображение ликов, поэтому на предмете «Рисунок» студенты учатся рисовать лица людей. Тут им в помощь приходят скульптурные головы Аполлона и Венеры. На предмете «Композиция» студенты учатся грамотно располагать предметы на рисунке, потому что все основы живописи используются в иконописании. Есть предметы «Шрифт и Каллиграфия», на них ученики пишут перьями, пробовали даже гусиными, иногда деревяшками. А еще у них есть копийная практика. В музее Крамского, например, они копируют иконы. Есть и реставрационная практика в храме.
Анастасия отметила, что иконописец не может существовать один. Поэтому у них есть студенческая инициатива – собрать всех выпускников и работать вместе, организовав артель. Она уверена: работа для такого специалиста найдется всегда.
Дарья Валихова
18.11.2022