Суеверный мир Воронежского края

Суеверный мир Воронежского края

Много ли среди нас суеверных людей? По статистике, примерно четверть населения страны верит в приметы и поверья. Рассказы о нечистой силе поражают своим разнообразием. Время идет, герои суеверий остаются те же, меняется только среда их обитания.

Мне стало интересно: откуда же к нам приходят разные поверья, и в какие из них верят люди Воронежской области? Разобраться в этом мне помогла Татьяна Пухова, доцент филологического факультета Воронежского госуниверситета и заведующая лабораторией народной культуры.

– Крестьяне все время ощущали себя не одинокими. Они придавали большое значение окружающему миру. И этот мир был наполнен разными духами. Человек вступал в незримый договор с ними. Крестьянин выполнял их требования, поддерживал порядок, а духи, в свою очередь, охраняли его жилище, урожай, помогали в трудных ситуациях, - рассказала Татьяна Федоровна.

Разные трагические ситуации, счастливые случайности люди объясняли существованием мифических существ – тех самых духов. Если примета срабатывала, то ее запоминали, если нет – откладывали в долгий ящик и забывали. Поверья носили практический смысл. Они помогали понять, как вести себя при встрече с духами, что делать, чтобы не навлечь беду на свой дом и семью. До наших дней поверья дошли благодаря разным жанрам фольклора. Их следы можно заметить в песнях, легендах, сказках и преданиях. Поверья также передавались в жанрах быличек (небольшие  рассказы о нечистой силе).

– Народ у нас мыслит образно. Непонятные явления, картинки существованием мифических существ объяснял. Многие такие разъяснения закреплялись и передавались из поколения в поколения. Так и появились поверья. Также много быличек придумал народ. Большинство из них удалось собрать во время фольклорной экспедиции ВГУ. По ее результатам в 2009 году был выпущен сборник «Былички и бывальщины Воронежского края», – объяснила Татьяна Пухова.

Былички и поверья очень близки. Только первые рассказывают нам о мифических существах, о встречах людей с ними, а вторые больше приближены к быту, к хозяйству.

На территории Воронежской области распространились больше остальных былички о ведьмах и домовых.

«Кузя, который живет в камине»

Домовой издавна считался хранителем дома. Многие люди при его упоминании сразу представляют рыжего лохматого домовенка Кузю из популярного советского мультфильма. На самом деле в мифологии это маленький дедушка с острыми ушами и длинными когтями в зипуне или кафтане. Он жил за печкой и защищал дом от злых сил, болезней и других напастей. Взамен люди должны были поддерживать порядок в жилище и периодически его задабривать. Если домовой злился, то в жилище падали и пропадали вещи, хозяева просыпались ночью от странных звуков или, наоборот, не просыпались вообще (начинали задыхаться во сне из-за запавшего языка).

Помню яркое воспоминание из своего детства. Бабушка раз в две-три недели перед печкой (типичным местом обитания домового) ставила блюдце с молоком. На мой вопрос, зачем это, она отвечала: «Домового задобрить». И ведь правда, на утро блюдце было чистым. Так делала в свое время ее мама, а та узнала это поверье от своей мамы (моей прапрабабушки).

Вот и во время фольклорной экспедиции ВГУ участники записали большое количество поверий и быличек о домовом, которые доказывают то, что люди до сих пор верят в него. Изменяется только место обитания этого духа. С развитием отопительных систем, проведением в дома газа старые печки отошли на второй план. Начали появляться камины. Поэтому домовых ищут там или в темных углах на кухне.

– У моей подруги жил домовой. Как-то принесла она только что купленную колоду карт домой. К утру все карты были перемешаны. Также по ночам он очень сильно топал, шуршал бумажками. Пропадали вещи, которые потом находились в других местах, – рассказывала жительница Воронежа Светлана Лазукина.

– Моя бабушка рассказывала, что по ночам ей не давал заснуть какой-то шорох, который все усиливался. Как-то на пол упали спицы. Бабушка увидела тень маленького лохматого человечка, забежавшего в шкаф. Он распустил вязание и запутал нитки, – вспоминала Анна Петренко из города Старый Оскол.

При переезде обычно забирали домового в новое место жительства, звали: «Хозяин мой, пойдем со мной на новое жительство».

Ведунья

Ведьма – женщина, наделенная колдовскими способностями, чаще всего бабушка. В Воронежском крае, как и в большинстве мест, ее наделяли отрицательными качествами. Ведьма умела оборачиваться разными животными, крала скот и наводила порчи. Многие обычно называли ведьмами одиноких нелюдимых соседок, которые жили в домах с неубранным заросшим двориком.

Когда мне было около десяти лет, мы переехали в другую часть города. Там на соседней улице жила бабушка. Местные называли ее ведуньей. Ходили слухи, что она травила соседских кур, кошек, а по ночам собирала цветы с чужих клумб и делала заговоры. Мне, как ребенку, строго запрещали гулять рядом с ее домом. Хотя и взрослые обходили его за километр. Иногда я встречалась с ней на рынке. Она выглядела доброй старушкой, поэтому мне казалось тогда и кажется сейчас, что большинство слухов о ней – неправда.

При составлении сборника «Былички и бывальщины Воронежского края» участники экспедиции услышали много рассказов о ведьмах, причем самых разных.

– У знакомых моей бабушки на кухне происходило что-то странное: разлетались крышки и кастрюли, рассыпалась соль, билась посуда. После этого началась у них в доме череда страшных скандалов. Часто около своего дома они находили отрубленную голову черной курицы, откапывали дохлую черную кошку, находили около дома рассыпанные зерна, - рассказывала Нина Ложина из поселка Дмитреевка Хохольского района  Воронежской области.

– Знаю я одну женщину, на которой лежит страшный грех, совершенный в молодости. Была у нее когда-то подруга. И познакомились они с парнем, и обе в него влюбились. А ответил он взаимностью подруге. Та женщина же от отчаяния пошла к бабке-колдунье. Бабка приворожила, но сказала, что приворот никакая сила не отменит. И правда, парень бросил свою любимую, и они поженились, но стал он замкнутым, начать пить. А тут узнают, что та, другая девушка, перерезала вены. Парень стал еще сильнее пить да и жену свою нелюбимую бить. Бросить же ее не может, привязан к ней навсегда. Так и мучаются и он, и она за свой грех, и изменить это не в силах, – поведала Елена Анисимова из Воронежа.

«Соблюдаем, а откуда – не знаем»

Помимо быличек в Воронежской области распространены поверья. Правда, откуда они пошли, мало кто знает.  В необычные приметы верит и молодежь, и люди постарше. Я побеседовала со студентами ВГУ и узнала, какие поверья и приметы распространены среди людей моего возраста.

«Нельзя руками сметать крошки со стола – сметаешь добро из дома». В старину люди считали, что еду необходимо съедать всю до конца, потому что в ней природная сила. Если останутся крошки да их еще и сметут, то она пропадет. Помимо этого в голодное время благодаря ним могли спасти человеку жизнь. Так это поверье и закрепилось.

«Нельзя убираться после ухода/отъезда человека из дома в дальнюю дорогу». Здесь все очень просто. Убирая за ушедшим, мы как будто бы провожаем его в последний путь. Поэтому, чтобы не навлечь беду, уборку лучше отложить.

«Если рассыпалась соль – к ссоре или несчастью». Поверье закрепилось из-за ценности соли. Этот минерал был дорогим продуктом, к нему относились очень трепетно. Рассыпать – значит получить выговор от старшего в доме и в результате поругаться.

«Если приходится возвращаться домой, нужно войти в дом молча и посмотреться в зеркало». Если этого не сделать, то можно нарушить покой главного хранителя дома – домового. После этого он может разозлиться. Чтобы этого не произошло, следует посмотреться в зеркало – границу двух миров.

«Нельзя позволять другим людям снимать волосы с вас». Есть несколько причин, почему появилось это поверье. Во-первых, волосы – часть тела организма человека, часть, содержащая его энергию. Если мы позволим снять с себя волос, значит разрешим забрать нашу энергию. Во-вторых, раньше люди очень боялись порчи, а волос – необходимый атрибут для ее наведения.

В давние времена люди учились жить в мире с мифическими существами, явлениями природы. Но как же они защищались? На помощь приходили различные заговоры. Обычно они начинались с «рисования пейзажа» (объяснения ситуации), а заканчивались обращением к Богу.

Заговор от мора, от падежа скота:

Выйди вон, выйди вон

Из подклета, из села!

Мы идем, идем

Девять девок,

Три вдовы,

С ладаном, со свечками,

С Божьей матерью!

 

Яна Рязанова

18.11.2022