Чем детки играли в старину?
Игрушки у детей начали появляться еще в IX веке. Правда, назывались они не барби, пупсы, лего и хаги ваги, а старинными русскими шаркунками, трещотками, рванками и стригушками. И сильно отличались от тех, которыми дети играют сейчас… А еще игрушки сопровождали человека на протяжении всей жизни. Воспитывали, развлекали и оберегали.
Посвистим и потрещим
Игрушки в старину купить было негде. Да и специально их никто не мастерил. На это просто-напросто не было денег и времени. А когда лепили миски, чашки, горшки, и оставался кусочек глины, то из него и делали маленькую свистульку. Народ-то мы практичный – ничего не выкидывали, в хозяйстве все пригодится. Тем более детей раньше в семьях было много, по пять-шесть, а бывало и по десять. И всем им нужно во что-то играть. Тогда родители шли на выдумки и мастерили игрушки из того, что было.
Свистулька не просто украшала дом и стояла на верхних полках, там, куда не дотянется детская ручка. Ею действительно играли. И никто не боялся, что она разобьется.
Свистульки делали самые разные. Сначала были простые - птички и лошадки. Позже начали появляться и козочки, и волки, и медведи, и даже женщины с детишками на руках. Но животных лепили чаще, ведь они окружали ребенка с младенчества. Когда рождался новый приплод на рубеже зимы-весны, его даже в дом приносили. На улице же холодно, а скотинка совсем маленькая – замерзнет. И вот дети смотрели, как росли и бегали козлята или поросята. А бывало, что и сами прыгали вместе с ними.
У каждой свистульки своя «изюминка». Какая-то звучит ярче и звонче. Другая – шире и объемнее. Третья – тоньше и длиннее. Все это зависит от размера изделия и количества дырочек в тельце игрушки. Кстати, чем больше дырочек в ней, тем замысловатее и игривее получается мелодия. Это нам продемонстрировала доцент филологического факультета ВГУ Татьяна Пухова.
Роспись тоже играет важную роль в создании игрушки. В старину, конечно, редко расписывали свистульку. Краски были диковинкой. А вот в современном мире каких только «завитушек» и цветов не встретишь, ведь каждый мастер тщательно продумывает узоры и создает свой стиль. Он-то и служит отличительной чертой игрушки.
А еще был такой музыкальный инструмент – трещотки. Его незамысловатая конструкция из дерева позволяла детям с легкостью играть на нем, а родителям – изготавливать инструмент. Представляете, народные ансамбли и сегодня используют его в своих выступлениях.
Игрушки для младенцев
Младенцы тоже не оставались без игрушек. Вам о чем-нибудь говорит слово «шаркунки»? А если мы скажем, что это те же погремушки только на старинный лад? Делали их из лозы и бересты. Внутрь же насыпали зернышки или семечки. Если игрушку потрясти, то будет слышен шорох.
А еще на ниточку нанизывали еловые шишки и вешали на люльку. Так малыш концентрировал взгляд. А когда трогал их ручками, развивал чувствительность пальцев. Помимо этого, на колыбель прикрепляли трещотки и кусочки ярких тканей. Они отгоняли злой дух, порчу и хворь.
Куклы без души
Старинные куклы совершенно не похожи на современные. Сделаны они не из пластика. Да и волос у них не было. Но самое главное – лицо: не встретишь ни одной куклы с глазками, ротиком и носиком. Связано это с поверьями. Недаром говорят, глаза – зеркало души. А если дать кукле душу, то неизвестно, как она себя поведет, как будет относиться к хозяину и что может «натворить».
- Куклу считали проводником между миром живых и мертвых. Ей не придавали свойств живого существа, потому что боялись, что игрушка может унести ребенка в мир неживых. Поэтому даже игровые, не обрядовые, куклы делали без лика. Если игрушку смастерили специально для кого-то, то ее нужно поставить так, чтобы чужой человек не смог дотронуться до нее. Ведь он может пожелать что-то плохое. А вообще, куклы без лица развивали фантазию ребенка. Дети могли придумать ей любую роль и имя. Например, сегодня это будет внучка, завтра – дочка, послезавтра – бабушка, - объяснила воронежская мастерица кукол и матрешек Елена Матвеева.
Каких кукол только не было. «Рванка», «столбушка», «травница», «стригушка»… Всех и не перечислить. Еще и названия непонятные. Сейчас будем разбираться.
Оказывается, все просто. «Рванка» называлась так, потому что делали ее из клочков ткани. Денег на материал не хватало, поэтому брали поношенную одежду и разрывали ее на маленькие тряпочки. Их соединяли, и получалась пышная юбка.
Основа «столбушки» - плотно скрученная ткань в виде столбика. На него прикреплялась головка и ручки. А сверху надевали платье.
«Травница» отличалась своей полнотой. Внизу, под платьем, у нее находился шарик из ткани, который набивали душистыми травами. Это могла быть и мята, и чабрец, и душица, и ромашка... Запах от этой куклы слышался на весь дом.
«Стригушку» же делали из соломы и наряжали в яркие платья. С этой куклой играть было веселее всего, ведь она могла еще и «танцевать». Ее ставили на твердую поверхность – стол или пол, и постукивали кулаком или ногой, чтобы от вибрации дрожали соломинки. Создавалось ощущение, будто «стригушка» переступает с одной «ножки» на другую.
Но куклы были не только у малышей. В старину всем молодоженам мастерили «неразлучников». Считалось, что эти куклы сохранят в семье счастье и любовь. В день свадьбы их вешали на повозку, чтобы никто не сглазил жениха с невестой. Свадьбы всегда шумные были и привлекали много внимания, а первый взгляд всегда глазливым считался. После торжества игрушку заносили в дом молодых и вешали в простенок. Позже, когда в семье рождались дети, шили маленьких кукол и сажали их рядом с «неразлучниками».
Самые известные
Ну и, наконец, самая известная и традиционная игрушка - матрешка. Наверное, у каждой бабушки или прабабушки в доме до сих пор обязательно стоит хотя бы одна расписная деревянная фигурка. Бывало, приезжаешь в деревню, садишься на печь и начинаешь разбирать самую большую барыню. Глядишь, а внутри у нее еще одна, только поменьше. В этой еще одна, и еще… И так доходишь до самой маленькой. Той, которая размером с пятидесятикопеечную монету. Смотришь и не налюбуешься на нее. До чего красива!
В основном набор состоял из восьми фигурок. Но их могло быть и три, и 12, и даже 48 - чем больше, тем ценнее игрушка. Матрешек изображали в традиционном наряде той деревни, где делали игрушку, и обязательно в головном уборе. И в руках они всегда что-то держали: ребенка, кувшин, хлеб…
В Воронежской области и сегодня есть мастерица матрешки Елена Матвеева. Она создает игрушку в форме яичка, а в росписи отражает народные костюмы сел родного края. Кстати, у всех ее деревянных красавиц в ручках либо платочек, либо яблочко, либо розочка… Кроме того, опытом и мастерством Елена Матвеева делится со своими ученицами. Одна из них – Евгения Афанасенко, которая уже основала музейную комнату русского быта «Изба» в Семилукском районе.
Екатерина Зуева
Фото автора
18.11.2022