Елена Матвеева. Экспедиция в прошлое
Наше знакомство произошло в музее народной культуры и этнографии филологического факультета ВГУ. Можно ли вообразить более подходящее место для встречи с народным мастером Воронежской области?
Елена Матвеева проводила экскурсию для школьников и как раз отвечала на последние оставшиеся вопросы ребят, когда я подошла к дверям.
Я сразу увидела в этом человеке огромную любовь к своей работе: как она говорила, с каким трепетом показывала экспонаты. Дети слушали очень внимательно, увлеченные рассказами о жизни людей в минувшие века. Что уж скрывать, я тоже заинтересовалась.
Когда я готовилась к встрече с Еленой Геннадьевной, то совсем не ожидала, что познакомлюсь с целой династией творцов. «Я из семьи художников, отец скульптор был. Родители оба закончили Костромское училище, сразу после войны», - начала свой рассказ Елена Матвеева. В детстве она очень любила наблюдать за тем, как работает папа. Маленькая девочка ловила каждое движение руки скульптора, училась управляться с инструментами. И хотя, по словам мастерицы, она больше склонялась к росписи, работать с деревом тоже приходилось. Время показало, что творческое начало может выражаться иногда самым необычным образом, подстраиваясь под обстоятельства и время. Так, пусть сын Елены Геннадьевны и не продолжил дело родителей, его работа тоже довольно тесно связана с изобразительным искусством. Он стал графическим дизайнером. У представителей этой профессии и народного мастера схожий принцип работы: заготовка (будь это деревянная фигурка или сайт какой-либо компании) «расписывается» рукой художника, становясь уникальной и узнаваемой среди сотен других. Вот так интересно проявляется художественный дар у разных поколений одной семьи.
Елена Матвеева призналась, что и её внучка проявляет особый интерес к рисованию. Не исключено, что скоро ряды воронежцев пополнит ещё один великолепный мастер.
В поисках таланта
Профессиональный путь Елены Матвеевой начался в мастерской Петра Пономарева, заслуженного работника культуры. В 1967 году в Воронеже проходил конкурс для художников, которые впоследствии стали бы заниматься сувенирной продукцией.
Пономарев выбирал подмастерьев без всякого экзамена, опираясь на опыт и собственное понимание людей. Всего набралось шестеро, среди которых, разумеется, была и сама Матвеева. Своих коллег она вспоминает с улыбкой. Как и историю самого знаменитого своего творения – воронежской матрешки.
Однажды в руки к молодой мастерице попала деталь с браком, которую творческая девушка превратила в свою первую матрешку. Яйцеобразная героиня в народном костюме покорила как молодых творцов, так и их наставника. «Пономарев увидел: «О! Хорошо, делай-делай-делай!». Хех, вот это он всегда говорил «делай-делай». Ну и я начала ее делать», - смеётся художница. Дальше - больше: работа на фабрике «Игрушки» в цехе сувенирной продукции, открытие творческого центра «Воронежский сувенир», исследования костюмов разных регионов...Елена Геннадьевна поимённо вспоминает людей, которые помогали и продолжают помогать ей на протяжении всего пути: семью, учителей, друзей, коллег и даже студентов, с которыми её связывает не одна экспедиция. Каждый человек - это отдельная уникальная история, и для Елены Матвеевой важно, чтобы ни одна не была упущена.
Если бы меня попросили описать Елену Геннадьевну тремя качествами, я бы сказала: педантичность, свобода мысли и душевность. То, как тщательно подобраны все детали в убранстве воронежской матрёшки, не может не вызывать восхищения. Художница делится, что, когда она только начинала работу над девицами в пестрых нарядах, черпала свежие идеи в костюмах гостей передачи "Алло, мы ищем таланты!». Фотоаппарат был черно-белым, так что приходилось зарисовывать интересные экземпляры во всех деталях, подписывая цвета каждого элемента. Старания окупились: матрёшка, вышедшая из-под кисти Елены Матвеевой, - не просто красивый сувенир, в ней заложено множество смыслов, не один штрих не выполняется просто так. Такого же отношения мастерица требует и от своих учеников.
Душа художника - в его творениях
Возможность творить, а не бездумно заниматься ремеслом, не менее важна для Елены Геннадьевны. В качестве примера она приводит историю об эскимосе и предприимчивом матросе. В обозначенное время к пассажирскому кораблю подплывали лодки жителей севера, которые предлагали туристам свои изделия. Один матрос решил подзаработать и предложил эскимосу, сделать 20 ножей из моржовой кости - одинаковых, чтобы было легче и быстрее работать. Обещал, что в следующий раз он купит их дешевле, зато все. Но эскимос возразил: это будет стоить дороже, ведь «однако, скучно будет». Задача мастера не просто сделать отличающиеся работы, а «вдохнуть в них жизнь». Каждая матрёшка обладает собственным характером, которым её наделяет художник. «Я всегда знала, где чья матрешка, даже лакировщица уже обнаруживала: «Тут не дорисовали. Валька, это ты такая невнимательная!». И никогда не ошибались ни она, ни я, потому что каждый рисовал сам себя. Что человек видит чаще всего в зеркале? Себя. И он свои черты, свой характер переносит на рисунок», - говорит мастерица.
Хотя сейчас Елена Матвеева не может заниматься росписью - здоровье не позволяет-, свое дело она не бросила. Помимо передачи знаний и опыта своим ученикам (которых совсем не мало), «мама» воронежской матрёшки готовит собственный и очень важный проект. «В общем, стала собирать костюмы. Ездила 11 лет в экспедиции с лабораторией, со студентами по районам области. Там фотографировала, записывала, узнавала подробности, различные нюансы. Написала на данный момент шесть статей. Сейчас вот не знаю, когда удастся ее (книгу- прим.автора) закончить. Пишу большую книгу о всех костюмах, об их истории», - делится Елена Геннадьевна.
На вопрос о присужденных наградах она лишь качает головой: «Я всех этих титулов не помню. Два печатных листа набралось, я никогда не придавала им особого значения. Неинтересно собирать свои регалии. Мне интересно работать». Хотя поводов для гордости у нее не мало: среди ее регалий – например, статус победителя в конкурсе ООН «Моя Россия». Гораздо больше Елена Геннадьевна думает о продолжении своего дела: «Учеников много, не то чтобы чересчур, но достаточно. Работающих учеников, правда, мало. Для того чтобы посвятить свою жизнь такому творчеству и не быть просто копиистом, а именно созидателем, надо трудиться».
Софья Смирнова
Фото Натальи Фокиной
18.11.2022