"Король и шут" на гармошке, или Второе дыхание дедова инструмента

"Король и шут" на гармошке, или Второе дыхание дедова инструмента

Гармошка и молодежь. До недавнего времени мне казалось, что такие сочетания слов не могут жить рядом друг с другом. Моих сверстников и ребят младше не интересует этот вид народного творчества. Я думал, что он «умирает», остается жить лишь в узких кругах, и даже в музыкальных учреждениях его стал вытеснять баян.

Гармонь есть и будет

Мне этот инструмент знаком с детства: сначала я слушал, как мой прадедушка играет на гармошке и задорно раздувает меха на семейном празднике, а потом и сам посвятил 9 лет своей жизни ей. Сейчас с гармонью у меня связаны лишь воспоминания и мысли о том, что такой интересный и родной инструмент уходит в небытие. Пообщавшись с товарищами по цеху и своим преподователем по гармони и баяну, я понял, что это не так.

Владимир Трошев, известный гармонист из Республики Коми, развеял миф о том, что гармонь – это отголосок прошлого. Вова считает, что для того, чтобы сохранить этот вид творчества и актуализировать его, нужно играть больше, искать методы популяризации, переносить современнную музыку на лад гармоники. «Гармонь никуда не ушла. Она есть и будет. По городам центральной и южной России видно, что она популязируется, на ней играет молодежь, и она получает второе дыхание».

От барокко до рока

Мой товарищ, Вячеслав Зубарев, лауреат всероссийских и международных конкурсов тоже на «ты» с гармонью. Со Славой я девять лет отыграл в одном ансамбле «Красноборские наигрыши» на гармони и чуть меньше мы были дуэтом баянистов. Сейчас он продолжает учиться на музыкальном направлении и развивает своё мастерство игры на гармони.

«Многие сейчас стараются развеять стереотип о том, что гармошка – это только про частушки, пляски, сказки и про то, что уже не модно, и у них это получается. От последнего фестиваля гармонистов в нашем селе Красноборск все были от меня в удивлении, потому что даже подумать не могли, что на гармошке можно сыграть песни из репертуара группы «Король и Шут». Всё зависит от игрока, владеющего инструментом. Ведь если по-настоящему отдать инструменту всю душу, то на нём можно сыграть всё: «От барокко до рока».

Ждем новое поколение гармонистов

Лариса Николаевна Петрова, преподаватель гармони и баяна в музыкальной школе села Красноборск, - человек, которому я благодарен за то, что научился играть на двух этих инструментах и окунулся в жизнь народника.

- Лариса Николаевна, меньше ли стало ребят приходить в школу на гармонь?

- Ребят стало приходить меньше, но это всегда так – то густо, то пусто. Сам же знаешь, чтобы научиться и играть, надо трудиться, а этого многие не любят. В крупных школах, где есть гармонь ситуация, наверное, лучше.

- Как вы думаете, сохранится ли этот вид народного творчества, и что с ним будет дальше?

- Гармонь развивается, она уже прочно вошла в профессиональные конкурсы наряду с баяном и аккордеоном. Благодаря модернизации её конструкции у неё расширились исполнительские возможности. Это теперь практически баян, и профессионалы исполняют на ней классические произведения. Думаю, что когда подрастёт поколение гармонистов-профессионалов (а не переученных баянистов, которых в настоящее время большинство), тогда и учить будут по-другому.

Сам я считаю, что пока что в широких кругах большой любви или хотя бы уважения к гармони нет. Но судя пот ответам людей, которые живут этим делом, в скором времени она снова будет в массах. Очень на это надеюсь, потому что это замечательный музыкальный инструмент, который может передавать эмоции точно так же, как и гитара или фортепиано. Любите, уважайте и не забывайте о народных ценностях и особенностях вашей страны. 

Кирилл Заозерский

16.11.2022