Голубчики, блинчиков не желаете?

   Голубчики, блинчиков не желаете?

«Блинчики», «голубцы»… Нет, это не блюда русского стола, а названия танцевальных элементов. У народников (представителей русского народного танца), конечно же,есть свои профессионализмы. Они перекликаются не только с темой еды. Давайте вместе в этом разберёмся.

 

Пойти в присядку

Русский народный танец отличается богатством танцевальных элементов. Для мужского и женского танца они различны. Одним из самых распространённых движений мужского танца являются хлопушки. Они состоят из комбинаций хлопков в ладони и ударов по голенищу или бедру. Присядка - один из самых сложных элементов танца. Он требует выносливости и большой физической подготовки. Для исполнения присядок должны быть крепкими мышцы ног, так как они принимают на себя всю тяжесть тела. А спина становится стержнем, поэтому её необходимо держать ровно и крепко. Существует огромное количество разновидностей присядок: с продвижением в сторону, с ударом рукой по стопе, свыбрасыванием ног вперед, в воздухи т.д. Дроби тоже часто встречаются в русском танце. Их исполняют как юноши, так и девушки. Однако женская дробь более распространена. Она состоит из резких ударов об пол стопой, полупальцами или каблуком. Существует большое разнообразие видов дробей. Все они различаются по ритму и характеру исполнения.

А теперь перейдём к более интересным названиям. Например, при исполнении «ползунка» создаётся впечатление, будто танцор ползёт. «Молоточки» произошли от слова «молотить». Исполнители будто молотят ногами об пол. «Ковырялочка» - от слова «ковырять». Во время исполнения этого движения танцоры «ковыряют» пол носком, а затем пяткой. В «верёвочке» ноги переплетаются подобно верёвке.

 Сначала идет голова

На мой взгляд, самый сложный элемент в женском народном танце — это крутки. Для их выполнения нужно научиться «держать точку», то есть правильно поворачивать голову. Взгляд при повороте должен быть почти непрерывно направлен в одну точку. Голова при этом как будто опережает корпус. Во время исполнения круток должны быть напряжены все мышцы, чтобы корпус не заваливался. Прямые руки открыты в стороны. Такое их положение неслучайно, ведь только так можно достичь большой скорости. Крутки в медленном темпе смотрятся неинтересно. Вращения выполняются как в левую, так и в правую сторону. Но чаще всего – в правую, так как это технически легче. К тому же правая сторона считается женской.Существует несколько видов вращений: на месте, по диагонали и по кругу. Считается, что вращения на месте самые лёгкие, а вращения по кругу самые сложные. Я люблю крутить по диагонали.Вращения на месте – это пируэты, обертасы, вращения с поджатыми ногами. Кстати, раньше вращения с поджатыми исполняли только мужчины. Сейчас поджатые прыжки встречаются в различных трюках. К вращениям по диагонали относятся шене, «бегунец» (или «уралочка»), «блинчики» и др.

 Красота настоящих блинчиков

А вот мы дошли и до самых вкусных танцевальных элементов. При исполнении «блинчиков» танцор отталкивается опорной ногой от пола, прыгает наверх и поворачивается вокруг себя. Красота «блинчиков» заключается в скорости их исполнения. Я могу сравнить данную крутку с таким развлечением, как бросание плоских камней в воду. Исполнитель так же быстро отскакивает от пола, как камушек от поверхности воды. Немаловажное значение имеет остановка после крутки. Как у нас говорят: «Главное – красиво закончить». Ведь именно конец сосредотачивает на себе впечатление от выполненного элемента.

«Голубец» - это удар одной ноги о другую во время прыжка. Если голубцы исполняются подряд несколько раз, то создаётся впечатление, будто танцор летит по воздуху. Название «голубец»  вероятно произошло от слова «голубь». К тому же существует голубиный танец («голубец»), в котором изображается ссора и примирение двух влюблённых. Парень ходит вокруг девушки, подобно голубю, ухаживающему весной за голубкой.

Почти все перечисленные мной элементы часто исполняются в сольной части массового танца или в сольных номерах. Здесь можно встретить большое разнообразие мужских трюков и присядок, женских круток и дробей.  При исполнении сольной партии основная масса танцоров отходит чуть назад и поддерживает исполнителя сольной части хлопками, свистом. Вообще, плясовые танцы всегда сопровождаются свистом, криком, писком. Ведь необходимо показать широту, красоты и удаль русского танца. Цель артиста - зарядить зрителей положительной энергией.

 Важно упомянуть о том, что большинство танцев сюжетны. Танец – это небольшая история. Здесь должно быть всё гармонично продумано: костюмы, музыка, движения. Немаловажную роль в танце играет актёрская составляющая. Помимо исполнительской техники танцор должен обладать актёрскими данными, чтобы точно передать задумку постановщика.

Русский народный сценический танец – это всегда яркое и красочное зрелище, положительные эмоции от которого получают не только зрители, но и сами танцоры. Могу предположить, что танец исполняется не столько для зрителя, сколько для собственного удовольствия. В этом деле важно получать радость от того, что делаешь. Ведь танец – это праздник для души.

 

Марина Нечаева

16.11.2022