"Приморские люди", которых нет

"Приморские люди", которых нет

Большая страна

На территории России проживает более 190 народов. Вы только вдумайтесь в эту цифру. Более 200 разных разных языков и диалектов, тысячи национальных блюд, сказок, традиций…Но никто из нас сходу не сможет перечислить все национальности нашей страны, которые есть, а тем более, которых уже нет! Одни их тех, кого нет – это кереки. Хотя ещё десять лет назад их оставалось четверо.

Самоназвания – анкалгакку – «приморские люди», каракыкку (от чукотского кэрэкит, отсюда и этноним «керек»). Кереки жили в окружении чукчей и подверглись сильной ассимиляции с их стороны. Кереки - народность Севера, которая проживала в Беринговском р-не Чукотского АОВ. Совсем недавно в переписи 2010 года кереками назвали себя четыре человека. А сейчас их нет. Но есть керекские слова и сказки, написанные этим удивительным народом!

На каком языке разговаривали кереки?

 Керекский язык никогда не имел письменности и был языком общения в семье. Сохранилось примерно 4–5 тысяч керекских слов. Для сравнения: в 17- томном Большом академическом словаре зафиксировано 131 257 русских слов.

Мне интересно, почему так случилось? Неужели не было совсем возможности учиться и использовать язык в письменном виде? Возможно у кереков хватало других забот и дел.  Но, как утверждают старшие, молодежь просто хочет жить попроще, на эту тему даже есть интервью с женщиной-кереком: «Да нет, — с сожалением отмахнулась Хаткана, — память уже не та… А наша молодежь не торопится перенимать традиции, не знает родной язык. Все хотят жизни попроще, повеселей. Лучше бы меньше спиртного пили. От водки одно горе! Я раньше тоже не прочь была выпить, вовремя одумалась, уже много лет в рот не беру спиртного, — подытожила Хаткана. (Кафедра этнографии и музееведения Омского госуниверситета со ссылкой на газету «Крайний Север», № 31 от 12 августа 2005 г.)».

Кстати одно из главных занятий кереков – это собаководство. Об этом расскажу чуть позже.

Язык кереков входил в чукотско-камчатскую языковую семью, его можно рассматривать как один из племенных языков или диалектов корякской языковой общности. Кереки жили в непосредственном контакте с чукчами, в керекском языке заметны чукотские черты.

Язык был распространён на Чукотке по побережью Берингова моря от Анадырского лимана до Олюторского мыса на Камчатке, а затем ареал сузился с юга до устья реки Опуки. Это несколько севернее географической границы Камчатки.

Фольклор кереков передавался в устной форме. Первые записи образцов фольклора на керекском языке относятся к 60-м годам 20 века. Языком межнационального общения служил чукотский, в меньшей степени — русский. Да, русский они все-таки знали.

В 20 веке кереки были почти полностью ассимилированы чукчами. В 1991 году по-керекски говорило всего три человека: Иван Увагыргын (хатырский диалект), Николай Етынкэу и Екатерина Хаткана (мейныпильгынский диалект). Имена Как бы не было грустно, но керекский зык считается вымершим с 2005 года – это дата года смерти последнего из носителей языка.

 

«Кто придумал запрягать собак?»

Некоторые ученые уверены, что именно кереки стали изобретателями ездового собаководства. Кереки придумали запрягать собак цугом (попарно или по одной в ряд). Другие народы этой местности, например, чукчи и эскимосы использовали запряжку собак веером. Лишь в XIX веке они сменили свой вид упряжки на более удобный, "керекский", ведь он намного удобней.

Также кереки традиционно занимались морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на оленя и горного барана, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи гарпунов, луков со стрелами, позже дубинок с наконечниками из моржового клыка, а также огнестрельного оружия. У южных кереков распространено мелкотабунное оленеводство.

 

«Керекские шаманы»

Не только у хакасов и алтайцев были свои шаманы, а у кого-то они есть до сих пор. У кереков тоже был развит шаманизм. Шаманы были и «врачами», гадалками, предсказателями погоды, общались с духами и пользовались в народе большим авторитетом.

 В календарной обрядности особенно выделялся праздник переселения весной в летние жилища, сопровождаемого разного рода охранительными ритуалами. Духовная культура с ее песнями, сказками и прочими фольклорными текстами близка к чукотской и корякской. Известны мифы о вороне Кукки - демиурге и трикстере. Ворон был особенной птицей. У кереков и у некоторых других родственных им народов был распространён вариант названия «Ворон Кукки». У кереков есть сказки  (Кукки и Мыши», «Лиса Чачучанавут и ворон Кукки») и эпос о приключениях ворона Кукки.

 

«Землянки со снежными коридорами»

Наверное, вы уже представили себе ледяной дом со множеством кристально-прозрачных коридоров, но нет, у кереков все было по-скромному.

Зимним жилищем кереков были большие коллективные землянки на несколько семей. Рядом с землянками стояли специальные помосты, на которых хранили имущество, нарты. Когда усиливались морозы и выпадал снег, землянку сверху обкладывали снегом, а к выходу дополнительно пристраивали длинный снежный коридор. Зимние поселения образовывали 1–3 больших землянки, в каждой селилось несколько семей. Летние жилища - временные, типа шалаша. В советское время основным жилищем кереков стал деревянный рубленый дом.

Пища

Лакомились кереки блюдами из оленины (сырой, мороженой, вяленой, вареной), китовым и моржовым мясом, заготовками на основе корней трав, сушеной и вяленой рыбой.

Всегда, когда читаю или смотрю материалы о народах Севера, я вспоминаю ролик, выложенный в Интернет. Там вся большая семья вместе с совсем маленькими детьми ест сырого оленя и тут же пьет оленью кровь из кружек. Это видео повергло меня в шок, но я стала интересоваться, почему, прочитала много литературы. Оказывается, кровь оленя и сырое мясо едят, чтобы восполнить запас витаминов в суровых северных условиях и избежать множества болезней, таких как цинга.

 В оленине содержится в пять раз больше аскорбиновой кислоты, чем в той же говядине. Витамин С защищает нас от простудных заболеваний. Также в оленине содержится цинк и медь. Комплекс витаминов, который содержится в крови и мясе оленя, придает нам сил трудиться и закаляет иммунитет. Для народов, которые живут в холодной местности - это важно.

Узнав об этом, я смогла принять это, и теперь меня это даже не удивляет, ведь и хакасская кухня для кого-то необычна, мало кто сможет осмелится съесть кровяную вареную колбасу и суп с говяжьими кишками!

Ушли в историю

В переписи 2002 г. кереками назвали себя лишь 8 человек. В 2010 – 4 человека.

В 2022 году кереков нет совсем. Почему так случилось, что самый таинственный и малоизученный народ народ просто исчез? Возможно произошла ассимиляция или, как сказала бабушка Хаткана: «Наша молодежь не торопится перенимать традиции, не знает родной язык. Все хотят жизни попроще, повеселей…»

 

Эльвира Самрина

16.11.2022