ЭТНОБРЕНД ЯКУТИИ. ЯКУТСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ

ЭТНОБРЕНД ЯКУТИИ. ЯКУТСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ

         Этнический бренд региона частью продвижения национальной культуры. В отличие от коммерческого бренда, он отражает самобытность, помогает погрузиться в культуру народа, вызывает интерес к национальной самобытности.

          В нашей республике этнобрендом можно назвать традиционный праздник «Ысыах», национальные блюда «строганина», «саламат», «керчэх», музыкальные инструменты «хомус», «кырымпа», «кюпсюр» и т.д. Но сегодня хотелось бы поговорить о якутской киноиндустрии.

         За последние годы феномен якутского кино очаровал большое количество зрителей не только внутри Якутии, России, но и далеко за пределами своего места рождения. Якутские кинематографисты успешно участвуют в фестивалях разного уровня, а в этом году лента Владимира Мункуева «Нуучча» будет представлять Россию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» престижной мировой кинопремии «Оскар».

         История якутского кино началась в советское время с коротких лент об охотниках и тружениках села, про становление советской власти и промышленное освоение. Новый виток истории произошел в 2002 году, когда российский режиссер Алексей Балабанов заинтересовался историей Якутии и снял фильм «Река». Затем был снят дебютный фильм режиссера Сергея Потапова «Любовь моя…», который по сюжету похож на корейские триллеры, и который считают отправной точкой якутского «кинобума». На сегодняшний день снято более 150 кинокартин.  

Драма о жителе глухой тайги и прилетающем к нему орле «Царь птица» режиссера Эдуарда Новикова была отмечена в 2018 году на фестивале в Монреале и победила на Московском международном кинофестивале (ММКФ) и Asian World Film Festival. Комедийная мелодрама Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» о молодом видеоблогере и его соседе-старике получила в 2019−2020 годах призы зрительских симпатий на Международном Московском кинофестивале и фестивале в немецком Котбусе, стала лучшим фильмом фестиваля Nuuk в Гренландии.

         Чем же столь интересны якутские кинофильмы? Пожалуй, самыми важными элементами являются отражение якутской народной культуры, передача традиций через персонажей фильмов.

         Любому зрителю фильм интересен, если там минимум стереотипов и ожидания, такой тактики и придерживаются якутские режиссеры.  Современному зрителю необходима простота, но простота с глубокими смыслами.

Значимую роль в якутском кино занимает природа. Для городского жителя тематика природы зачастую связана с проблемой загрязнения экологии. В якутском же кино природа становится самостоятельным персонажем, существующим по своим, зачастую суровым законам. Природа неделима с жителями Якутии: знание особенностей своей местности, ее «характера и поведения» — жизненно необходимо для большинства персонажей фильмов. Как подчеркивает продюсер Сардана Саввина, «в ментальности якутской культуры есть четкая взаимосвязь человека с природой и в этом есть свой «национальный почерк».

Во-вторых, стоит упомянуть, что в ментальности якутян издревле заложена культура сплочения, в пику западной «культуры отмены». Издревле якутяне жили «аласами», полянами среди тайги в десятках километров друг от друга, и чтобы выживать в таких суровых условиях им приходилось всегда быть готовыми к взаимопомощи. Именно такой культурный код, работа на энтузиазм и за идею, является одним из важнейших элементов якутского «кинобума».

Сочетание простоты и реализма делают якутское кино феноменом. Большинству мировых киноиндустрий приходится работать по одним и тем же голливудским шаблонам, в то же самое время региональные киноленты показывают реальную жизнь без шаблонов и правил. Именно этническая самобытность и национальный культурный код являются важными элементами творческого прорыва, в выигрыше же остается зритель.

Григорий Местников

16.11.2022