Фольклорист Игорь Зубов: "Найти и сохранить"
Как находить эксклюзивные материалы? Почему важно изучать фольклор? В чём фольклористика перекликается с журналистикой? Об этом и многом другом расскажет фольклорист, культуролог, завотделом литературы и фольклора Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ Игорь Васильевич Зубов
- Игорь Васильевич, что стало определяющим в выборе Вашей профессии?
- Наверное, практически вся моя научно-педагогическая работа. Я начинал работать в Мордовском государственном университете, трудился на кафедре истории культуры Мордовии и непосредственно сталкивался с материалами, которые так или иначе касались фольклора. Эти самые материалы в виде легенд, преданий до сих пор используются в смежных гуманитарных науках для дополнения, расшифровки семантических значений, которые используют и историки, и этнологи. Соприкасаясь с этим материалом, задаваясь вопросами, которые возникали в ходе знакомства с литературой по этой теме, рос мой интерес к фольклору.
- Интересно, а как происходит сбор фольклорных материалов?
- Основа работы любого фольклориста — это полевые фольклорные экспедиции. Для начала формируется маршрут, определяется, какие население пункты будут исследованы, по каким причинам. То есть изначально ученый должен определить для себя цель. Для этого существует классический путь, например, изучение архивных материалов. Редко бывает, когда какую-то территорию или какую-то тему кроме человека, который собрался изучать никто не исследовал. Поэтому и нужно начинать с архивов, поднимать материалы, которые уже были собраны до вас. Сейчас в процессе глобализации, урбанизации многое стирается из памяти. Молодежь старается перебраться в более крупные города, соответственно, навыки и знания исполнения произведений для них не имеют ценности. Многие фольклорные произведения вместе со старшим поколением уходят. Поэтому у сегодняшнего фольклориста одна из главных задач - найти и сохранить, пока не поздно.
- Как вы получаете информацию от носителей фольклора, есть какие-то секреты?
- Безусловно, есть свои нюансы. Но самый главный секрет, кстати, он очень схож с работой журналиста. Это необходимость нахождения подхода к человеку, необходимо добиться его расположения. Чтобы он не зажимался, не чувствовал себя случайным собеседником, а понимал важность происходящего. Только тогда можно найти неожиданные и уникальные материалы.
- Какого будущее у фольклора? Есть ли смысл его собирать?
- Смысл собирать, безусловно, есть. Тут уже нужно говорить о таких явлениях как постфольклор. Это явление, которое возникает в городах. В большинстве случаев люди привыкли думать, что фольклор — это только песнопение, но это ошибочное мнение. Фольклор —это устное поэтическое творчество, устойчивая импровизация, которая волнует людей. Говоря про мордву, даже если ограничиваться песенным материалом, и внимательно вчитаться в мордовские тексты, можно заметить повторяющиеся сюжеты и мотивы. В основном они связаны с наиболее острыми, важными для людей моментами в жизни. То есть песня не возникала просто так. Она возникала на основе внутренних переживаний, порой целого села или нескольких сел. Если тема близка и сюжет вошел в народ, то эта песня будет распространена на определённой территории. Потом можно будет делать маркировку территорий по тому материалу, который собирается. Мы со своими коллегами из Новосибирска начали осуществлять интересный проект, связанный с изучением фольклора на «материнской» территории и на территории, куда переселилась мордва. Если брать материал о переселенцах, очень четко прослеживается, например, откуда они переехали. Потому что этот материал характерен именно для этого района или даже конкретного села. Безусловно, изучать такие явления необходимо. Фольклор никуда не денется. Он может приобретать новые формы и преодолевать жанровые границы. Изменения непременно будут происходить, но фольклор сам по себе не исчезнет.
Ольга Малоземова
15.11.2022