"Дух казачества всегда в ансамбле, он постоянно рядом"
«Казаки России» – коллектив, прославляющий по всему миру великую казачью культуру. Уже более четверти века его артисты демонстрируют своё мастерство на лучших площадках России и самых разных стран. Программа ансамбля охватывает казачье культурное наследие от Дона и Черного моря до Сибири и Дальнего Востока. Так липецкий государственный театр песни и танца «Казаки России» хранит и развивает песенные и танцевальные традиции казаков.
Ольга и Владислав Суховы – не только брат и сестра, но и артисты этого ансамбля. Казачья культура окружала их с детства, так как они начинали свой творческий путь со студии народного искусства театра танца «Казаки России». Ольга прославляет песенные традиции казачества, а Владислав – танцевальные. Они рассказали, почему верны творческому коллективу большую часть своей жизни и как менялась их жизнь после того, как они стали его артистами.
«Песня отражает переживания и эмоции казачек»
-Ольга, как ты попала в ансамбль?
-Мама привела меня в студию «Казаки России» в шесть лет. В садике музыкальный руководитель заметила, что я хорошо пою, и посоветовала отдать меня именно в «Казаки». В этот момент как раз проводился набор. Я спела, меня взяли. Десять лет продолжалось моё обучение в студии. Потом для получения высшего образования я поехала в Орел. После поняла, что скучаю по коллективу и хочу вернуться. Позвонила руководителю вокальной группы и спросила, есть ли возможность приехать на прослушивание. Я спела и стала артисткой ансамбля.
-А как ты считаешь, то, что студия «Казаки России» окружала тебя с детства, повлияло на тебя?
-Да, она очень много мне дала. Дисциплину в творчестве, в артистической среде, умение держать себя. Научила быть выносливой, терпеливой, с уважением относиться к старшим. Дала знания вокала, хореографии. Благодаря студии я выросла настоящей артисткой.
-А в жизни ты соблюдаешь какие-то традиции казачества?
-Да, первое – это, конечно, уважение к старшим. У казаков это являлось самой главной традицией. Например, сидя за столом, нельзя брать в руку столовый прибор или начать кушать, пока это не сделает глава семьи. А в повседневной жизни слово старшего – закон. Еще люблю шумные застолья, пение песен под гармошку. Все это есть в моей жизни и является традициями казаков.
- Ты поешь песни и на сцене, и в жизни. А какие песни олицетворяют душу казачки?
- Мне вспомнились две песни. Первая – старинная, фольклорная. В ней мужчина обращается девушке и называет ее канарейкой. Он ласково и нежно относится к ней, показывая, какая она хорошая, какая у нее душа, и как он ее любит: «Канарейка, канарейка, канареечка душа моя», «я для тебя растворю клеточку»… Она очень протяжная, лиричная, как душа казачки. Вторая песня - «Каким ты был, таким ты и остался…». Она более поздняя, авторская, звучала в фильме «Кубанские казаки». Её исполняет казачка, она обращается к молодому человеку. Говорит, что после войны он не изменился, такой же дорогой её сердцу. Эта песня отражает переживания и эмоции казачек, потому что их судьба – провожать на войну, ждать своих мужчин.
- В репертуар ансамбля входят песни, которые соответствуют истинной казачьей традиции, или те, что будут лучше приняты публикой?
- Это песни, основанные на истиной казачьей традиции, обработанные и аранжированные в современном стиле.
- Казаки – очень большая группа и довольно разнородная. Были казаки терские, кубанские…. Какая традиция является основной в репертуаре ансамбля?
-Коллектив исполняет песни и танцы донских, кубанских, терских, некрасовских казаков.
-Ольга, ты долгое время исполняла и русские народные песни. Есть ли какие-то отличия этих песен от традиционных казачьих?
-Казачьи песни в отличие от общерусских более энергичны. Движения корпуса должны быть более статными, мощными. Казаков вообще отличает сильный внутренний стержень характера. Это должно передаваться и в музыке, будь то танец или песня. Даже лирическая песня у казаков звучит эмоционально и ярко внутренне, но сдержанно снаружи.
-А насколько трудно быть артисткой такого ансамбля?
- В программе коллектива множество спектаклей. В них нужно играть совершенно разные роли, которые чаще всего противоположны характеру самого артиста. Это трудно. Сложно сыграть эмоции, несвойственные тебе по-настоящему и искренне. В этом нам помогают режиссеры-постановщики и актерские тренинги.
«Я показываю лишь малую часть казачьей культуры»
-Влад, ты сначала учился в детской студии «Казаки России», а потом стал артистом ансамбля. Скажи, тяжело давалось обучение?
-Я учился в студии девять лет. Занятия проходили шесть раз в неделю. Также мы со студией часто выступали на концертах в городе и области, ездили на конкурсы, занимали там призовые места. Еще в студии раз в полгода, зимой и летом, проходили отчетные концерты. Педагоги видели мой потенциал, поэтому готовили меня к жизни артиста. Из-за этого давали больше нагрузки. Это было тяжело, но мой труд в итоге принес свои плоды.
-А твоя настоящая, не сценическая, жизнь как-то связана с казачеством?
-На самом деле моя жизнь сильно отличается от казачьей. Я встречал много казаков, работал с ними на сцене. Но я артист и показываю лишь малую часть казачьей культуры.
-А каково это принадлежать к казакам духом, а не кровью?
- Дух казачества всегда в ансамбле, он постоянно рядом. Это не только задор и боевой настрой, но и дисциплина, и ответственность за свои действия.
-Влад, а кто занимается постановкой номера? Что вообще лежит в основе выступления?
- Постановкой танцев занимается наш художественный руководитель Леонид Милованов. Заинтересованность зрителя – основа выступления. Без этого никак. Кроме того, программа выстроена так, что зритель получает совершенно противоположные эмоции - от восторга до сопереживания героям номера.
- А как подбирают материал для номера?
- Он может лежать в отдельных событиях, историях. Очень много зависит от того, традиции каких казаков показывать. У кубанских казаков более жесткие и резкие движения, а у некрасовских - более восточные.
- А репертуар отражает реальные традиции казаков? Казаки вообще танцевали?
-Номера построены на реальных движениях и традициях тех казаков, которых мы показываем. У разных казаков были свои представления о танцах. Где-то они были более воинственные, а где-то свободные, похожие на обычный пляс.
- Как ставится танец? По каким критериям становится ясно, подходит номер или нет?
-Постановка танца начинается с идеи. Дальше идёт наброска движений, их подгон под мелодии. Потом под эти движения выстраиваются рисунки. После таких набросков потихоньку выстраивается общая картина, и дальше идет наработка отдельных моментов. Номер должен вызывать эмоции не только от сложных трюков, но и от истории, которая рассказывается в этом номере, от того, как он исполняется. После концертов театра зритель всегда в восторге от увиденного. Потом часто вижу тех, кому понравилось, и они теперь приходят на все наши выступления. Зритель не только получает какие-то эмоции, но и узнает историю казачьей культуры. Это тоже важно.
Беседовала Дарья Валихова
14.11.2022