Заметка для туриста: Усадьба Атласовых, или путешествие в прошлое

 Заметка для туриста: Усадьба Атласовых, или путешествие в прошлое

Усадьба Атласовых находится у подножия священного места - Ытык Хайа. По словам хозяйки, в усадьбе нередко собираются гости, шаманы и удаганки, со всех концов республики, чтобы соприкоснуться с особой энергетикой местности. Считается, что Ытык Хайа издревле было местом для подобных собраний. И именно туда наша команда молодых журналистов направила свои стопы, чтобы соприкоснуться с духом старины.

 

Начало путешествия, или о том, как мы заблудились

         Наше путешествие к знаменитой усадьбе семьи Атласовых началось с поиска машины. Дело не в том, что мы не смогли найти такси из-за переполненности заказов или чего-то подобного. Мы просто заблудились. Как говорится, заблудиться в трех соснах - это отнюдь не преувеличение. Чтобы добраться до машины, нам пришлось обогнуть все здание родного «Дома печати», хотя мы могли запросто пройти пару метров в другую сторону. Так что начало уже было похоже на мини-квест, и в морозном воздухе витало предвкушение чего-то интригующего.

         Сама же усадьба расположена недалеко от центра города. Но добираться туда советую только на машине. Так что мою оценку «недалеко» каждый путешественник может расценить по-разному. В целом, если взглянуть на карту, то там написано «6 км от Вилюйского тракта». Мне это, как жертве топографического кретинизма, ничего не дало, кроме представления, что усадьба расположена где-то между Чочур-Мураном и Царством вечной мерзлоты. Что, в целом, довольно удобно для человека, нацелившегося посетить уникальных мест в пределах Якутска.

         Нас встретила хозяйка усадьбы - Валентина Атласова. Это представительная, и в то же время, довольно хрупкая женщина, облаченная в меха национального костюма. Она провела нас внутрь ворот усадьбы, через солнечную Арку, и перед нами предстали сэргэ.

 

Отступление первое, или О якутском сэргэ

 Сэргэ - это коновязь, деревянный столб с узорами, к которому привязывали лошадей. Однако, несмотря на свое практичное хозяйственное использование в быту, сэргэ несет в себе и более сакральные функции.

С сэргэ у якутов связано множество ритуальных обрядов, часть из которых используется и поныне. Например, во время ысыаха - главного летнего национального праздника, сэргэ выполняет обрядовое значение, его наличие обязательно на тюсюлгэ*, так как он символизирует связь срединного мира с духами и несет в себе положительную энергетику.

Сэргэ нередко вырезают с головой лошади или чорона. Так как лошадь также имеет огромное значение в мировоззрении древнего якута, от выносливого и устойчивого к морозам скакуна буквально зависела его жизнь, что даже в якутском пантеоне для бога-покровителя лошадей и мужчин - Уордаах Джесегею - отведено особо почитаемое место.

По наличию сэргэ древние определяли есть ли хозяин у местности или нет. И если дома могли перенести в другое место, то коновязи никогда. Их оставляли на месте в знак почитания, так как они священное вместилище духов.

*тюсюлгэ - место проведения ысыаха, огражденная ритуальной веревкой «салама», с разноцветными лоскутками ткани, которые привязывают к чэчир.

*чэчир - молодые березки, которые ставят вокруг границ тюсюлгэ.

*чорон - деревянная посуда для кумысопития, похожая на чашу.

 

Продолжение путешествия в древний мир якутов 

Валентина Иннокентьевна провела нас в дом, проведя каждого через эвенкийскую арку «Чичипкан», охраняющим вход и исполняющим желания. Во дворе кроме сэргэ находилось несколько строений, начиная от огромной летней урасы, высотой 17 метров, и примечательных статуй семейства трех медведей из дерна и мха.

К дому сбоку прилегает якутский балаган, напрямую связаный сквозным ходом с домом. Туда мы вместе с хозяйкой и направились для проведения обряда алгыс.

*алгыс - это обряд благословения, обращения к божествам Айыы.

*ураса - вид старинной якутской постройки, летнее берестяное жилище якутов.

 

Отступление второе, или О якутском балагане 

         С приходом осени, в сентябре, якуты переезжали из летника «сайылыка» в зимнее жилище - «кыстык балаган». Поэтому балаган строят так, чтобы сохранять тепло даже в самые лютые морозы. Его особенностями являются приземистый вид, вертикальные бревенчатые стены, трапециевидная форма и плоская крышка из дерна. Все это способствует сохранению тепла.

         Размеры балагана напрямую зависят от нужд каждого семейства, в том плане, что рассчитывают количество кроватей, которые располагают вдоль стен дома. Те, что находятся в задней части дома предназначены для слуг. Высотой балаган примерно 2 метра. Лишь позднее зажиточная часть якутов стали строить дома выше. Также при постройке балагана обязательно учитывают восход солнца, поэтому вход должен быть с восточной стороны.

         Внутри балагана для девушки отводят отельную комнату – «хаппахчы». Правда, зимний дом древние якуты строили так, чтобы к нему прилегал хотон - хлев для рогатой скотины. Это дополнительно утепляло дом и помогало скотине пережить долгую зиму. Поэтому с приходом тепла девушек из хаппахчы переселяли в отдельную постройку.

         Но самое важное значение в жизни якута занимает очаг. Камелек в балагане выполняет множество функций. Он не только обогревает дом, но также выполняет роль вытяжки и основного освещения в студеные зимние ночи. Также камелек является колыбелью духа огня Хатан Тэмиэрийэ, который охраняет дом и напрямую связывает людей с божествами Айыы. Перед огнем и греются, и молятся, проводя обряды кормления огня конским волосом из гривы священной белой кобылицы, кумысом и оладьями. Так что огонь для якута издревле сакрален и почитаем.

 

Балаган строят из деревянных бревен и, как говорит Валентина Атласова, один гость выразился об этно-усадьбе примерно так: «В деревянных домах живут богачи, а в каменных - бедняки». Тем не менее камень также имеет место в жизни якута. Но уже не с точки зрения строительства, и об этом будет идти речь дальше.

*балаган - вид старинной якутской постройки, зимнее жилище якутов.

         *сайылык - летник

         *кыстык - зимовка.

         *кумыс – кисломолочный напиток из кобыльего молока.

 

Отступление третье, или О детях природы 

         Если спросить о самом уникальном месте в Якутии, у каждого будет свой ответ. Кто-то сразу вспомнит о родном аласе, как я о Мюрю - самом большом аласе Якутии, кто-то о горах Кисилях, не менее мистическом озере Лабынкыр, о водопаде Курулуур и леднике Булуус. Но бесспорным сокровищем Якутии считаются Ленские столбы – гряда известниковых скал вдоль берега реки Лена – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, национальный парк России. И в усадьбе Атласовых одна из находок невольно затронула тему Ленских столбов.

         Хозяйка усадьбы подвела нас к уголку с такими примечательными вещами, как: облачение шамана, старинный чепрак из приданого невесты, медные самовары, старинный сундук, берестяные посудины, грамоты на стене, кубки и награды на ковре из конского волоса. По соседству с кубками расположились большие камни. И у каждого из них оказалась своя история появления в усадьбе.

Валентина Атласова о своей коллекции: «Однажды Роман Михайлович Дмитриев пришел к нам с камнем, сказал, что находку назвали «Дьол тааhа» (Камень счастья). И вот обнаруживаю, что одним утром Василий (муж Валентины) исчез. Оказалось, что он ходил сдавать камень на изучение в Институт геологии. Мы долго ждали результатов, думали даже, что камень обыкновенный, пока нас не посетили ученые Института, которые принесли с собой новости аж из Москвы...»

Интересным является тот факт, что камень в результате подтверждения экспертизы оказался даже старше Ленских столбов, которым не менее 400-500 миллионов лет. Возраст самого камня - 600 миллионов лет. «Такие есть только в Тибете и Байкале. Подобных ему в Якутии нет», - подытожила Валентина Иннокентьевна.

Еще одной его особенностью является то, что, посмотрев внутрь, можно увидеть его белое нутро - кремний. Считается, что кремний отлично пропускает информацию. Посему с этим камнем можно провести особый ритуал загадывания желания. Для этого женщины кладут на «лоб» камня левую руку, а мужчины - правую. И мысленно загадывают желание, а камень, получив информацию, отправляет ее наверх, в космос. Отчего ваше желание может исполниться.

Также у этого примечательного камня есть не менее уникальная пара. Валентина Иннокентьевна: «Истэр таас» (Слушающий камень) нам принесла одна пожилая женщина. Она рассказала, как ей приснилось, что у меня есть камень. Я ей говорю, что у меня есть только один камень. На что она отвечает: «Бай, так это же он тогда позвал!». Вот так у меня к нему в пару прибавился еще один. Она также поделилась тем, что их нужно держать вместе. Особенно, если они соскучились друг по другу. Тогда нужно их поставить столбиком. Камень счастья ровно встает в выемку слушающего камня, так между ними происходит циркуляция и обмен энергии. А в конце месяца их необходимо, вне зависимости от погоды +30 или -50, выносить на улицу. На природе они наполняются силой. Ведь они - дети природы».

 

На такой волшебной и мистической ноте, после проведения обряда алгыс, мы и попрощались с Валентиной Иннокентьевной. Ее рассказы, советы и гадания, обряды и мудрые слова помогли нам перенестись в тот мир наших предков, который мы порой забываем за звуками уведомлений смартфонов и гулом снегоуборочных машин. 

         Подводя итог согласимся, что усадьба Атласовых - это поистине уникальное место для соприкосновения с бытом, культурой и историей якутского народа. Настоящий рай для туриста: здесь можно заказать гостиничный номер для отдыха, забронировать банкетный зал, попробовать национальные якутские блюда от именитого шеф-повара Василия Атласова и, в целом, получить незабываемые впечатления в сердце воспетой в эпосе олонхо великой долины Туймаады.

         *алас - пологосклонная и плоскодонная равнина с термокарстовым озером; особая форма рельефа, типичная для равнинной Якутии.

*чаппарах – чепрак, суконная подстилка под конское седло.

*олонхо - старинный якутский эпос.

 

Конец путешествия.

 

Татьяна Чирикова

14.11.2022