"Найти свое Беловодье": как рассказы о жизни уймонских староверов меняют современных людей.
Волшебная чаша
Как водой наполняется тара, так ранним утром первые лучи солнца постепенно заливают Уймонскую долину светом. Мерзлота и иней в считаные минуты сменяются теплым прикосновением солнца нового дня.
Невдалеке высится гора Белуха. Где-то дальшелегендарное Беловодье, или Шамбала. Веками эта сказочная страна манила староверов. А теперь-туристов и разный увлкченный, а то и одержимый люд.
Уймонская долина напоминает чашу протяженностью 35 км, сводами которой являются два высокогорных скалистых хребта: Катунский и Теректинский. Время золотой осени самое живописное для гор Алтая: окрашенные в золото лиственницы и березы насыщенно контрастируют с звонкой синевой неба. Один поэт про такое небо сказал: «Я неба синеву глазами пью».
Такое относительно небольшое пространство собрало внутри себя множество самых разнообразных людей: алтайцев, староверов и приезжих со всей страны по самым разным причинам.
"Хоть бы успеть..."
В посёлке Верх-Уймон, культурной столице Усть-Коксинского района Республики Алтай, есть одна крохотная избушка (пятистенок). Она притягивает многих, здесь идут экскурсии о культуре старообрядцев. Но для многих людей в сердцах и душах остается нечто гораздо большее, чем простое посещение «Музея истории и культуры Уймонской долины».
Раиса Павловна Кучуганова – живая легенда, создательница, экскурсовод и научный сотрудник этого музея. На протяжении 50 лет и до сегодняшнего дня она собирала и собирает множество притч, заговоров, поговорок, пословиц, воспоминаний местных староверов.
– Я пешком, на велике, иногда и с моим милым супругом Виктором Ефимовичем весь Усть-Коксинский район объехали вдоль и поперёк. Это не мои знания – это мне всё старики рассказали. Они уходят из жизни, а с ними и бесценные знания. Всегда тревожила мысль в голове: «Хоть бы успеть …»
"Сердце исцеляется!"
Множество историй со счастливым концом может привести Раиса Павловна, но еще много пишут сами люди. Свидетельством того служат «Книги отзывов и предложений», которых уже накопилось на несколько томов. Вот некоторые записи:
«Храни Господь Раису Павловну и мудрость этих земель и народа! Благодарим за тепло и любовь, которые льются через ваши добрые слова. Сердце исцеляется! Память предков поможет светлому будущему. Спасибо за книги и ваш свет!»
Оля и Саша из Петербурга
«Как из Святого родника напился. Всю дорогу плакал, да слёзы лились от счастья, что услышал то, что душа мне давно хотела сказать».
Александр из Москвы
«Дорогие люди! Берегите Раису Павловну – Душу земли Русской! Эти люди берегут нас и охраняют от всех бед!!! Низкий поклон!»
Семья Ашиховых (мама, папа и пятеро детей)
"А дальше-то как? "
Мир не будет прежним, но хранительница духовной культуры староверов Раиса Кучуганова глубоко убеждена, что безграничная спасительная мудрость кержаков Уймонской долины помогает жить в ладу и гармонии со своей душой, семьей и окружающими людьми. «Наши корни в мудрых стариках». На все происходящее она говорит: «Не вини людей, вини время».
Кризис за кризисом стучится в общество, рушатся фундаментальные платформы (экономические, мировоззренческие), на вопрос «как жить дальше?» всё чаще теряется ответ и нет на нас Чернышевского! Уймонские старики по этому поводу говорили: «Так-то так, а дальше-то как?»
"Жена для совета, тёща для привета"
Во время экскурсий наша героиня очень много разговаривает с туристами о почитании родителей, об уважении к ним. Погружает слушателей в мудрость стариков: «Мы при маме даже громко не разговаривали», «а если кто-то не то скажет, она вся слезами зальётся, а мы все ходим и просим у неё прощение», «как Бог для людей, так отец до детей», «материнская ладонь высоко поднимается, да не больной бьёт», «материнский гнев, что весенний снег: много выпадает да скоро таит», «жена для совета, теща для привета, да нет милее родной маменьки», «материнская молитва со дна моря достанет».
Притча
Сын содержал мать 30 лет, он всё для неё делал: поил, ухаживал, уговаривал. А потом вдруг подумал: «Я все долги тебе, мать, отдал». Только он это подумал, как у него за плечами появился ангел и говорит: «Нет, милый сын, никакие ты долги не отдал. Если ты отдал, то только за то, что когда на лавочке сидел, свалился, а мать тебя подхватила и обратно на лавочку посадила. Ты не изувечился. Вот только этот долг ты отдал».
– «Рано или поздно, когда родители уходят из жизни, наступает горе позднего раскаяния, - говорит Кучуганова. - Мамы не стаёт, и думаешь, что не так говорил, надо было там промолчать, а тут поддержать», – когда я это рассказала, все вышли, а один мужчина остался и спрашивает: «А мне что делать? Меня мама бросила, когда я еще был совсем молодой. По жизни я всего добился сам. Она теперь больна, просит моего прощения, я сказал, что простил, но на душе мне так же тяжело». Я до сих пор не знаю, почему так ответила: «Мой хороший, беги к матери, да проси прощение! Как же ты жить потом будешь?!»
Он опомнился и побежал, но, не рассчитав поворот, со всей силы стукнулся о брус на потолке и упал к моим ногам.
–Ты живой?
– Давно мне надо было по башке дать! Хоть бы успеть…
Сочетай вас Господь
Раиса Павловна сетует, что кругом разлад и зло: "Чем пестрит интернет! Как много ненависти между людьми, да еще и родными: свекровь ненавидит невестку, невестка ненавидит свекровь, между ними мечется муж. Мы часто ведем себя так, как будто мужа нашли в огороде в крапиве и совсем невоспитанного. У кержаков и на эту «болезнь» есть «лекарство».
Притча
Тёща зятя недолюбливала. Положила каши в чашечку, а масличка только на дочерин бочок. Зять крутил-крутил чашку, приговаривал: «Кака красива чашечка, ярка, цветочки-то красеньки, голубеньки… Ой баска! – да масличком-то к себе.
Заметалась тёща, схватила ложку, перемешала, наставляет: «Да милые мои, живите дружно, ешьте вместе, сочетай вас Господь!»
Раиса Павловна вспоминает:
– Рассказала я эту притчу, продолжаю дальше уже на другие темы, вижу, один мужчина вышел. Подумала:«Неужели замерз?» Когда вернулся, я аккуратно спросила: «Не холодно ли вам?» – а он ответил: «Да нет, теще хотел позвонить, прощения попросить, но связь тут у вас!.. Потом позвоню». Это очень дорогого стоит для меня.
Сертификат от кержачки
Отношения между мужчиной и женщиной – извечная тема. Уймонские старообрядцы тоже не стали исключением. А как на эту тему Раиса Павловна повествует – всегда на бис!
«Выглядывай жену не из двери, а с колыбели», «женился на скору руку – так на долгу муку», «женись чтоб не каяться, любить да не маяться», «сватал-то денёчек, а плакал-то годочек», «в людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана», «если жена-то верховодит, то муж по соседкам ходит», «глупые друг друга губят да потопляют, умные друг друга любят да пособляют», «в жизни человеку только один раз дается: хорошее ружьё, хорошая лошадь и хорошая жена» «муж и жена бранятся, да под одну шубу ложатся».
Совсем недавно заходили к ней две молодые пары из Москвы.Так один из них сказал: «Прежде, чем разрешать жениться, надо вести к Раисе Павловне и пусть она подпишет брачный сертификат; если пройдут школу – то потом и в ступай в супружеский союз». Местные также подмечают:«Раньше молодоженов водили к памятнику В. И. Ленина, а теперь к Раисе Павловне».
"Поперёшная" жена
Жили-были муж и жена. И хорошо бы жили, но жена угодила поперёшная: всё наперекор, всё наперекор. «Назло мужу сяду в лужу». Замучился мужик. Бывало скажет: «Брито», а жена твердит: «Стрижено». Не уговорить её, не убаить. Терпел он, терпел, да понял:железо уваришь, а злой жены не уговоришь. Как с ней век коротать? Решил терпеть, терпенье половина спасенья.
Надо было перейти через канавку, ни обойти, ни объехать, и вброд глубоко. Мужик огляделся, нашёл жердочку. Сам перешёл – следом жена. Идёт, качается, руками машет. Муж заботиться: упадёт ведь, утонет. Уговаривает жену: «Ты не пялься, иди аккуратно. Ведь упадешь и утонешь». Да где там! Разве она будет слушаться, ведь она поперёшная, на то зло качается на жердочке. Бултых в воду и утонула.
Заплакал мужик, жалко жену: работяща, пригласительна, дом чисто вела. Побежал искать вверх по речке. Люди спрашивают: «Что ты плачешь, кого ищешь?» отвечает: «Жена у меня утонула». Удивились люди: «Да ты чо, паря! Иди вниз по канаве, её ведь по течению понесло». «Нет, – отвечает он,– вы моей жены не знаете. Она поперёшная. Уж она непременно вверх поплывёт».
Снова говорит Кучуганова:
– Когда делюсь этой притчей, многие супруги переглянутся друг с другом глазами и улыбнутся. Однажды одна женщина, услышав притчу, твердит мужу: «Не поперечная я у тебя, не поперечная», – он смиренно соглашался. Она столько раз это повторила, что провожая их к автобусу, я услышала уже не тихое соглашение, а его громогласный протест. И такое бывает!
Покачать зыбку
Многие семьи благодарят Раису Павловну за подаренные знания. Некоторые пары делились, что книги хранительницы старообрядческой культуры помогали им не разводиться, в других семьях – её книги настольные.
Уж 50 лет музею в этом году! Но наша героиня не любит шумно отмечать круглые даты, да и мне говорит, чтобы не устраивала ажиотаж в СМИ по этому поводу. Как в пятистенок были собраны пословицы, поговорки, байки – так и сам он успел ими обрасти. Например, в светлице висит старинная зыбка и есть поверье: та, что её покачает – обязательно забеременеет. Бывали случаи, что только за этим и приезжали из далёких краёв. Супруг Виктор Ефимович: «Помню, пара приехала и им не нужна была экскурсия, только зыбку покачать, я поехал и открыл им дверь, покачали. А уже в прошлом году с новорожденным богатырём навещали, благодарили».
"С чистым сердцем остаться..."
Мудрым народ стал не потому что таким родился, а потому что претерпевал много. Только по 5 лет со средней полосы России переселялись семьи на Алтай, минуя реформу Никона во второй половине 17 века. В 18-19 веках тружничали, хозяйство поднимали. Рассказывали старики, что только лентяй бедно жил, у других же и дома, и скотина, и пасеки – всё для жизни было. А в 20 веке раскулачивание, репрессии, войны. Одна из последних книг Р. П, Кучугановой называется «Через лютую боль с чистым сердцем остаться». В неё вошло множество трагических воспоминаний старшего поколения земляков:
«В деревне милиция ломала церковь, сжигали книги, иконы. Старики их подбирали. Старым связывали руки, угоняли из деревни на конях. В сельсовете назначали понятых, шли зорить людей. Чаще всего делали это ночью. Приехали к бабушке Буньковой, брать-то нечего. Избушка-стопа, а в ней голым-гло. Старухе сказали, что у неё есть золото, оружие и она иностранный шпион. Пол повыротили, но кроме нескольких метров товара ничего не нашли. Бабке связали руки и повели. Сами ехали на конях, а её пешком вели. Брела через реку, всю дорогу били. Те, кто за старухой приезжали, патриотами себя называли».
И. С. Фролов, 1927 г. Р., с. Верх-Уймон.
Как-то один человек, покидая музей, сказал Раисе Павловне: «Добрый уходя отсюда становится еще добрее». Теперь это выражение не гласный слоган верхуймонской избушки.
Всегда староверы
Притча
Вера
Спрашивают у старого:
– Откуда будешь?
– У меня нет дома, мир для меня дом родной.
Мужик за ним, старичок спрашивает:
–А ты веришь в Бога?
–Как же я могу верить, если я его не видел?
– А ты поверь. Пойдём со мной и поверишь.
Подошли к морю, и старец пошёл по морю, как тропой, а человек идет по пояс в воде и не тонет. Мужик говорил:
– Старче, что же ты идёшь посуху, а я за тобой по воде бреду?
– Ты Богу не веришь, а если бы верил, то тоже бы как посуху шёл.
Старик потерялся, а мужик пошёл сухой ногой, потому что поверил.
Человек с верой живёт, она его на земле на ногах держит.
А то ещё случай был: захворал мужик, лежит, ни рукой, ни ногой пошевелить не может. Сосед заглянул: «Ничо толку не будет, ты не жилец». Он пал духом, к смерти готовится. Давний друг пришёл, понял всё.
«Ты чего лежишь? Я вижу, через три дня встанешь». Задумался больной, собрал все силы и встал. Много лет прожил, много дел переделал. Вот что с человеком вера делает.
«А Беловодье-то существует? Где оно, Раиса Павловна?» - спрашивают её туристы.
«В душе оно вашей. И в сердце», - отвечает Хранительница наследия староверов.
Анастасия Левицкая
14.11.2022
***Книга «Не живи как хочется, а живи как Бог велит» – традиции, обычаи, обряды и нравы уймонских староверов. Автор-составитель Р. П. Кучуганова, Верх-Уймон 2022.