Как жили старообрядцы
Старообрядцам немало пришлось вытерпеть за свою веру. Продолжительное время эти люди скрывались, бежали за границу, старались поселиться подальше от любопытных глаз. Несмотря на преследования, им тогда удалось сохранить свой образ жизни.
В наше время старообрядцы или, как их еще называют, семейские, староверы живут во многих уголках страны, в том числе и в Бурятии, а я являюсь их потомком. В нашей семье традиции уже не соблюдают, но я хочу рассказать вам о том, что же значит быть старообрядцем.
Семейскими переселённых старообрядцев начали называть местные жители. Ведь приходили они на новые земли большими семьями с имуществом. Это были рослые, красивые, отличающиеся крепким здоровьем, люди.
У староверов господствовал культ чистоты. Поддерживалась чистота жилища, усадьбы, одежды, а также кровей. Семейский старожил в старину никогда бы не позволил себе отдать дочь за православного. В среде староверов не было обмана и воровства, в селах не знали замков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание. Старших староверы почитали. Они были хозяйственные и трудолюбивые, поэтому создали добротные семьи, дома, держали огороды. Мужчины не признавали брадобритие, курение и алкоголя.
Семейским присуща глубокая религиозность. Например, переселившись в Бурятию края из Гомеля, они в первую очередь завезли иконы, построили русскую древлеправославную церковь в только что созданном селении - Новый Заган.
Возник вопрос о том, какой колокол водрузить. И решили семейские посмотреть свой колокол на старом месте жительства. Для этого отправили пять всадников, они добирались до места три года, зимуя в пути. Путь был сложный и неизвестный. Обратно вернулось только трое людей, но с хорошей вестью о том, что старый колокол все также служит их церкви. В будущем в Загане звон колокола был слышен в окрестных селах, когда шли венчания, отпевания, крещение, причащения. Но его постигла грустная судьба. Во времена советской власти он был снят и перелит на подшипники к тракторам.
Вера занимала большую роль в жизни людей, поэтому религиозно-нравственное воспитание начиналось с самого рождения, с крещения ребенка. Особенностью семейских является и похоронный обряд, на который приглашали посторонних голосящих женщин. Их задачей было расслезить всех присутствующих, дать краски горю. Надо было уметь голосить, так как песни семейских отличались протяжностью, длиной и необычным напевом, женщины должны были знать, что приголашивать, так как в песни они затрагивали биографию покойного. Соответственного, они должны были знать о каждом человеке в деревне.
К своей смерти женщины готовились заранее, где-то лет с 40-45. В свой сундук они клали смерётную одежду – саван из белой холщовой ткани, подушечку с волосами, которые они собирали в течение жизни, сарафан, ичиги, шаль большую цветную семейскую, которую клали на крышку домовины. Домовина являлась гробом. Ее вырубали из высушенного ствола дерева, который топориком вытесывали изнутри, гроб ничем не обшивали, а на кладбище несли на полотенцах.
В году у семейских 244 постных дня. Свой день они начинали и заканчивали молитвой, также ее произносили перед едой. Входя в дом, молились, осеняя себя крестом. Вместо «Спасибо» говорили «Спаси Христос». Чай староверы в Бурятии не пили долгое время и считали его употребление грехом, а предпочитали кипяченую воду, настой бадана и трав. Воду для чая брали только из родников.
В семьях всегда учили бережно относиться к вещам, особое уважение отдавалось хлебу. Так как второе, что везли старообрядцы после икон - это семена. Пустынные долины ожили благодаря семейским, так как они привезли с собой земледелие и хлеб. Почетного гостя всегда встречали хлебом и солью. Вместо «приятного аппетита» говорили «хлеб да соль».
Хотя гостей они встречали пышно, но сами по себе староверы вели закрытый образ жизни, домой никого не приглашали. У них дом — крепость. Семьи у народа были патриархальные. У родственников дома стоят рядом, строили связи –деревянный дом с пяти- шестистенками для того, чтобы сыновья жили рядом и для теплоты. Так жили в таких домах семьи до четырех поколений. Окна располагались высоко от земли, чтобы не впускать в дом нечистую силу, в проемах были большие пороги- подворотни. При входе их нужно было перешагнуть, так семейские верили, что нечистая сила не войдет, такие пороги были своего рода оберегом. Крыльцо также отличалось высотой, а внутреннее помещение округлыми углами. Богато украшены были в домах ставни и ворота, они были расписаны крупными стилизованными цветами или кружевной резьбой, являлись лицом дома.
Семейские активно занимались пропильной резьбой. В селе проживало по два-три мастера, занимавшихся резьбой по дереву, их называли «ставенники». Кружева, деревянные кудри на наличниках, ставнях окон, над «козырьком» дома, на воротах «под кабаном» не имеют аналогов в мире. Староверы любили все яркое, красивое, радующее глаз в суровых условиях Сибири. Устройство и украшение ворот были показателем благополучия и исправности хозяев. Чем массивнее и «бравее» были ворота – тем благополучнее считался и сам хозяин.
Но не только дома радовали своей красотой, яркостью и контрастностью.
Одежда женщин также приковывала взгляды. Она была праздничной и будничной. Повседневная одежда не отличалась яркими тонами. В ней женщины косили сено, копали картошку, занимались ежедневным трудом. Зато на праздники женщина преображалась: наряжаласьв ярко-оранжевый с голубым или малиновый с зеленым сарафан, запан с лентами, кичку с атласом, поверх которого наматывался платок шерстяной с цветами. Концы платка свисали сзади до пояса. Чем больше платок, тем богаче женщина. Многие детали костюма служили оберегом от сглаза. Так пояс, завязанный «по стану», защищал женщину от злых «оглядов», недобрых наветов. Большие янтари на монистах служили защитой от порчи и зависти. Сарафаны не стирали, только чистили и меняли потемневшие ленты на новые. Количество лент также говорили о достатке, ведь раньше они были дорогими. Под сарафан надевали станушку, то есть яркую рубашку и нижнюю юбку. На ноги — ичиги, легкие сапоги.Обязательным украшением замужней женщины были янтарные бусы. И дело тут не только в красоте. Жители этих мест испытывают дефицит йода. Семейские женщины скребли крупные бусины ножом, заливали стружку водой и пили как лекарство.
Но к концу XIX века все эти традиции и запреты стали нарушаться. А в ХХ веке многое в старом укладе уже было сломано. Семейские работали в колхозах, вступали в КПСС, смело ставили свою подпись под документами, начали смотреть телевизор и слушать радио. Мужчины стали брить бороды и курить. Постепенно посещение молельного дома или приглашение уставщика для совершения обряда становилось уделом стариков. В 1966 году с купола церкви Загана были сброшены колокол и крест, а в самом здании оборудовали спортзал. Нынешние семейские не столь набожны, как их предки. В XXI веке все поменялось. В Тарбагатае, Бичуре и Шаралдае ждут туристов, готовы угощать, водить экскурсии, рассказывать про свои обычаи и традиции. И, конечно, петь семейские песни. Но семейские до сих существуют и стараются следовать своим традициям. Сейчас принято так ходить в гости — со своей прялкой или рукоделием. Подруги разговаривают, иногда смотрят телевизор, прядут шерсть.
В 2001 году при содействии ЮНЕСКО культура старообрядцев Забайкалья была признана шедевром мирового наследия человечества.Это поистине удивительный, интересный и сильный народ, который стоит того, чтобы о нем говорили и в современном мире.
Екатерина Кычакова
Фото автора
11.11.2022