Красноярский клык и псковский степлер: как любопытство помогает преодолевать расстояния

Красноярский клык и псковский степлер: как любопытство помогает преодолевать расстояния

Столько всего разделяет учеников псковской и красноярской школ межэтнической журналистики, что трудно себе представить, что же нас объединяет? Чтобы это выяснить, мы преодолели пространство и время, и оказалось, что нас объединяет общий король, журналистика и этнические украшения.

Для этого Школа межэтнической журналистики в Пскове провела с Красноярской школой межэтнической журналистики зум-теле-мост. А чтобы красноярцы хоть немного поняли, кто такие псковичи, и не верили притянутым за уши стереотипам, ученики псковской Школы межэтнической журналистики устроили перфоманс: каждый из нас принес на эту интернет-встречу предмет, который рассказывает, кто мы и откуда.

Церковь в банке

Например, Алексей Чаднов пошёл ва-банк и продемонстрировал красноярцам степлер. Почему степлер? Потому что это инструмент для соединения бумаги скобами. А скобы – это то, чем славны скобари.

«Считается, что Пётр Первый использовал для кораблестроения псковские металлические скобы и за это прозвал псковичей «скобарями», - рассказал Лёша. – Хотя на самом деле все стереотипы, связанные с таким названием, неоправданно натянуты на глобус, и почему псковичей называют скобарями, никто не знает». Наш куратор Ольга Миронович добавила к этому, что псковичи одно время всерьёз обсуждали идею установить в городе памятник степлеру, чтобы навсегда закрепить за Псковом этот этнобренд.

Татьяна Рачинская принесла самодельный «снежный шар», а внутри – церковь! Вот такой вот артефакт – напоминание о том, что Псков – город храмов, где с любой небольшой возвышенности можно увидеть сразу 10 церквей. И это неспроста, ведь «Россия начинается здесь», а Псков, если кто не в курсе, основала княгиня Ольга – бабушка князя Владимира, первокрестителя Руси.

Владимир Иванов принес кольцо из бересты, ведь это тоже неотделимо важная часть псковской культуры, так как береста была неразрывно связана с жизнью древних псковичей. И это кольцо ещё раз показало, насколько же милые сердцу вещи можно сделать из природных материалов.

Лейла Касумова принесла с собой солнце Азербайджана на сувенирной тарелочке. Там изображён её родной город – старый Баку с башней на переднем плане. Эта башня называется «девичьей» и по легенде одна азербайджанская принцесса выпала упала из окна этой неприступной Бастилии, чтобы не выходить замуж за нелюбимого человека.  

Ксения Степанова поделилась ещё более захватывающей семейной легендой: «В войну у моей прабабушки по отцовской линии хранилась фотография прадедушки. Однажды ночью в землянке она написала ему на фронт письмо и случайно заодно положила в конверт вместе с письмом то самое фото.  Ответ с фронта дед прислал с такими словами: «Если тебе не нужна моя фотография, то тебе не нужен и я». В итоге он женился на полевой медсестре и уехал в Беларусь, но иногда приезжал всё-таки приезжал повидаться со своей дочкой, моей мамой».

А Анастасия Белолипецких из Республики Коми, которая теперь живёт в Пскове, рассказала про своего прадедушку и показала сделанное им деревянное блюдо, которому больше ста лет. Прадедушка Анастасии был мастером на все руки, он построил себе дом без единого гвоздя, где вся мебель и утварь были сделаны его руками. И жил он в таинственной деревне в тайге. А другой прадедушка Анастасии был псковским агрономом и посадил целый яблоневый сад. Поэтому Анастасия принесла на телемост ещё и наливное яблочко. Тем более, что в Республике Коми яблоки, оказывается, не растут, и для Анастасии яблоки с детства были напоминанием про Псков.

Чтобы песня пелась и гармонь игралась

В Псковской области есть сетоская музейная деревня Сигово, а в Красноярске – деревня Хайдак, в которой живут потомки псковских сето (92 жителя). Поэтому к нам на зум-конференцию красноярцы пригласили своих сето. Мы, конечно, не упустили возможности, расспросить их, как они оказались на другом конце страны, и чем отличаются от псковских.

Оказалось, что сето уехали в Красноярский край во времена столыпинских реформ, и поэтому когда оказались вдали от своей исторической родины, смогли сохранить до наших дней самый старинный пласт своей национальной культуры.

Теперь они наладили связь и с псковскими сето, и с эстонскими, и тоже считают себя подданными сетоского короля, которого сето избирают себе каждый год, чтобы «песня пелась, а гармонь игралась».

Кресты тебе в рот!

Красноярские коллеги, кроме того, показали псковичам свои артефакты. например, Полина Овчинникова носит на шее клык дикого зверя. Но не только для красоты. Это настоящий оберег, потому что по отцу предки Полины – эвенки, а у них особое отношение к охотничьим трофеям.

Маша Курчева, будущая красноярская Петрушевская, рассказала нам о своём журналистском проекте: она собирает сибирские сказки.

А София Андреева начала свой рассказ с беспроигрышного способа заинтересовать людей, чтобы у всех сразу ушки на макушки. «Есть у нас в семье одна легенда… Когда Пётр Первый проезжал мимо деревни, в которой жили мои предки, он поделился с моей пра-пра-пра… бабушкой золотой монеткой». Позже эта монетка спасла от разорения и голода всю семью из восьми человек. Вот такая волшебная история.

Полина Куриленко объяснила псковичам, что не нужно обижаться и собирать поход на орду, если в Красноярске ты услышишь: «Кресты тебе в рот!». Ведь это пожелание всего самого хорошего. А ещё она рассказала, что красноярцы вместо «детки-конфетки» говорят детишкам ласково: «кишечные вы мои», - то есть, самые дорогие. А про хорошего человека – «молёный».

Так что разница в часовых поясах не помешала нам найти общий язык и за тысячи километров друг от друга понять, что нас объединяет. Как сказала Соня Андреева из Красноярской школы межэтнической журналистики, это журналистское любопытство и искреннее потрясение от того, сколько же вокруг нас, близко и далеко, интересных людей.

Максим Дубровин

11.11.2022