Полотенце, как член семьи, было рядом всегда

Полотенце, как член семьи, было рядом всегда

В старину нельзя было найти усадьбу, где нет рушника. Это самобытное полотенце было оберегом человека от рождения до смерти. Именно на рушник повитуха принимала новорожденного. А на крестины вышивали уже другое полотенце. В нем несли ребенка в храм и именно им вытирали после окунания в купель. Также рушник сопровождал человека при погребении: на нем несли гроб и на него вешали могильный крест.

Узелок  как просьба

Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников. Славяне ассоциировали форму рушника с дорогой, поэтому он символизировал соединение жизненных путей новобрачных. Полотенца входили в приданое, так что невеста вышивала их задолго до свадьбы. Каждый узелок символизировал просьбу, которая выражалась в рисунке. «На свадебных рушниках изображались символы продолжения рода, плодородия. Цветочный, а не геометрический узор, - украинский. Его вышивали в знак процветания и хорошей жизни», - говорит Татьяна Пухова, доцент, заведующая лабораторией русской культуры филологического факультета ВГУ. Парных птиц вышивали в знак любви и счастья. Имена молодоженов обозначали благословение рода. Цветы – здоровье будущих детей.  Даже у каждого цветка был свой смысл.  Чаще всего предпочтение отдавали символам мака и лилии. Считалось, что первый цветок имеет волшебную силу, которая защищает от любого зла. Лилия символизировала рождение, развитие и бесконечность жизни. Если к ней присмотреться, то вырисуется символ любви - силуэт птиц.

«Орнаментальное украшение рушников больше характерно для севера. Там любили геометрические счетные орнаменты. Южнее использовали растительные, меандровые узоры. Но наша область заселена выходцами из разных губерний России, поэтому встречаются рушники с различными узорными решениями. Эти узоры имеют трехчастную композицию. Всегда есть низ, середина и верх - это символизирует нижний мир, мир земной и верхний небесный мир. Это все относится к одному концу рушника. Второй конец, как правило, делали симметричным первому» - Ирина Караичева, ткач, основатель мастерской ручного ткачества «Жили – Были».

Все рушники можно разделить на две большие группы - тканые и не тканые. Тканые рушники были шириной 30-35 см и могли иметь тканый узорный край или вышитый. Ткали узорные концы в техниках браного или закладного ткачества. Рушники из фабричной ткани украшали вышивкой и кружевом. Вышивка могла быть крестом, гладью, тамбурным швом. Кружево - вязаное крючком, плетеное на коклюшках. «В нашей области сложно выделить какой-либо один характерный орнамент для рушников. Были любимы и геометрические, и растительные, и тематические композиции. Часто вышивальщица копировала рушники своих бабушек. Если умела ткать, то ткала просто любимые узоры. Наверное, такого разнообразия рушников, как в Воронежской области больше нет нигде. Даже встречаются знаменитые кролевецкие рушники, типичные для Беларуси», - объясняет Ирина Караичева.

Помощник в трудностях и подарок на праздник

Во время сватовства девушка дарила рушники родным жениха, в знак согласия выйти замуж. Еще один свадебный обряд состоял из связывания полотенцем рук новобрачных в знак прочной любви. Вынос каравая также не обходился без рушника. Молодых обводили вокруг деревянного сосуда, в котором замешивалось тесто для выпечки хлеба. А на рушник клали свежеиспеченный каравай. Только после этого брак считался заключенным. Позже эта традиция изменилась. Родители жениха пекли праздничный каравай, украшали его, клали на рушник и встречали молодых после венчания у порога церкви. Это действие символизирует принятие девушки в семью и благословление новобрачных на семейную жизнь. После свадьбы рушники хранились и передавались по семейной линии. Если женщина, которая счастлива в браке, подарит молодоженам рушники, то у них сложится семейная жизнь.

            Полотенца использовались и в быту. Без них не обходились праздники. К ним прибегали в горе за помощью. Их как оберег дарили странствующим.

            Известная присказка «скатертью дорога» раньше произносилась в значении «счастливого пути» и связана с подорожными рушниками. Они давались в путь тем, кто покидал родной дом - торговцам, воинам, путешественникам, чумакам. Рушник символизировал пожелание хорошей дороги и скорейшего возвращения, поэтому был самым дорогим подарком матери уезжающему сыну.

            Важную роль играли обыденные рушники. Их создавали исключительно в течение светового дня и использовали в различных обрядах. «Русские узоры рушника перекликались с древне-греческими. Это были полосы, кресты, ромбы, треугольники, ветки репья, колосья. Они вышивались для хорошего урожая, чтобы лучше жилось и не было мора», - объясняет Татьяна Пухова. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна. Им могли опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Также этими полотенцами завешивали окно во время поминок или освещения хаты. А для защиты дома они висели прямо над дверьми.

            Большие праздники также не обходились без полотенца. На масленицу хозяевам дома дарили рушник-блинник в благодарность за угощение и доброжелательство. Во время пасхи на него ставили куличи. Пасхальные рушники отличались орнаментом: на них были аббревиатуры ХВ («Христос воскреси»), крест, ангелы и символы яйца.        

«Чаще всего в Воронежской области полотенце использовалось в знак гостеприимства. Каравай преподавался на нем с солонкой. Это считалось уважением к хлебу, матери домотканой», - рассказывает Татьяна Пухова.

Рушник, обрамляющий иконы назывался «божником». Это полотенце было украшено вдоль одной стороны, а клали его, чтобы прикрыть иконы сверху и боков, но не закрывать лики. «Иконы вешались также для того, чтобы украсить комнату в день свадьбы. Белоснежные полотенца создавали праздничный вид. Они лежали на столе посередине комнаты. Молодые ходили вокруг них», - говорит Татьяна Пухова, доцент. Украшали божник растительными узорами, больше всего уделялось внимание красному цвету нитей, потому что это цвет солнца, красоты и тепла. Орнамент полотенца всегда выполнялся на белой ткани, потому что этот цвет ассоциировался с чистотой, добром и защитой от дурного.

Знаком всем

В музее народной культуры и этнографии филфака ВГУ хранится более 100-150 рушников. Каждый год это число увеличивается. «Часто мы фотографируем полотенца в местных музеях, школах, домах. Есть люди, у которых много икон, для них требуется много рушников. Иконы появлялись в их домах десятилетиями. поэтому у них есть и старинные рушники», - рассказала Татьяна Пухова. 

А Ирина Караичева считает, что эти полотенца интересны людям и в наши дни: «Рушники привлекают внимание своей красочностью, самобытностью и, как не странно, все современные люди, знают, что это такое и как называется этот кусочек ткани». 

Сейчас рушники бережно хранятся во многих домах нашей области. Их используют для обрамления икон, во время выноса каравая на свадьбу и во время освещения куличей на Пасху. Полотенце ассоциируется не с прошлым, а настоящим. За долгие годы использования в быту и обрядах оно стало родным.

Дарья Валихова

11.11.2022