К 10-летию сказительства: как Александр Маточкин в Воронеже старины сказывал

К 10-летию сказительства:  как Александр Маточкин в Воронеже старины сказывал

8 ноября в конференц-зале отеля «Ямской» состоялась встреча с Александром Маточкиным. Этот известный сказитель, фольклорист, этнический певец считает своим долгом передавать русское народное творчество молодому поколению. В 2022 году его ремеслу исполняется 10 лет, и именно этим событием ознаменовались посиделки.

«Василий Касимирович»

При входе в зал нас встречает уверенный и спокойный голос сказителя. Сам Маточкин сидит на стуле перед небольшой аудиторией без обуви, в теплых шерстяных носках, и рассказывает о событиях старины, которую будет сегодня петь. У его ноги покоится гармонь, накрытая желтой атласной тряпочкой, которую кладут на колени перед тем, как играть. Люди внимательно слушают. Передние ряды особенно активны: они и подпевают, и задают вопросы, и делятся историями с прошлой встречи, которая состоялась три года назад. Александр говорит размеренно, иногда шутит. На вопрос «почему в старине хана Батыя называют Абатуй?» отвечает:

- Каждый сказитель сказывает по-своему. Но основное, чему я научился, когда слушал их и записывал за ними, – это импровизация. Поэтому когда я берусь петь, например, «Василия Касимировича», я разбираю все его варианты, и пою тот, который нравится мне больше всего. Иногда даже скрещиваю их. Отсюда  и разнящиеся имена.


Далее Александр затягивает долгую – почти на 20 минут! – интересную былину. Начинает со вступления. Слова льются медленно, окутывают тебя. Многие слушатели прикрывают глаза, качаются из стороны в сторону в ритм пения и вытягиваются в креслах, насколько, это, конечно, возможно. Они выглядят под стать сказителю – длинные бороды у мужчин, волосы, убранные в низкие хвосты, свитера, рубашки, тяжелые ботинки. Женщины более современны, кроме одной, которую мы заметили с самого начала. Она сидит в центре зала и ведет прямую трансляцию встречи. Красная длинная юбка в черную полоску, которую, как оказалось, она сшила сама, алый платок на голове, губы кровавого цвета. Рядом на столике - мисочка сушеных фруктов, термос с чаем и сумка. Эта женщина и Александр, который одет как обычный крестьянин в XVIII веке, - пожалуй, самые необычные люди на посиделках.

Былина тем временем продолжается. Иногда сказитель проговаривает строчки, иногда играет с тембром.  Все для того, чтоб люди не засыпали под его расслабляющий голос, который окутывает как пуховое одеяло. Когда вступление заканчивается, Маточкин интересуется, не утомил ли он аудиторию, и отвечает на вопрос о мотиве пения:

- Каждый сказитель не просто поет о герое. Он для него дорогой человек. Он старается ему все лучшее дать, украсить его. Поэтому когда вы слышите устное народное творчество, не придуманное и не записанное в древние времена, то замечаете отличия как в мотивах пения, так и в тексте. Автор знает, что бились с врагами, – и так и говорит, не придумывая красивых слов.

В следующие пятнадцать минут мы слышим продолжение «Василия Касимировича», которого, как признается Александр, он поет редко. Эта старина одна из самых длинных в его репертуаре. Всего он их знает 66 штук общей протяженностью 12000 строк, это почти 24 часа беспрерывного пения. На вопрос о том, не забывает ли он тексты, отвечает просто:

- Иногда бывает. Но каждая старина, былина и песня построена по особому образцу, чтоб ее было легче вспоминать. Но, конечно, лучше всего петь в паре. Тогда ты запеваешь, а второй сказитель как бы отвечает тебе, и даже если один забыл, то второй обязательно напомнит. А вообще, былины еще принято петь хором, тогда ты по-настоящему вовлечен в процесс, не теряешь нити повествования, как когда просто слушаешь.

«Петь может каждый, главное – начать»


«Василий Касимирович» заканчивается, а посиделки нет. Александр снимает кофту, похожую на телогрейку, и все больше погружается в рассказы о своей работе. О том, какие старины знает, с какими сказителями знаком. Люди слушают увлеченно, просят спеть былину «Чурило и Катерина». Она живее «Василия Касимировича», но повествует о том, как боярин Пермята убил свою жену Катерину за измену с Чурилой. Это богатырская старина. А еще бывают духовные и скоморошьи.

Ответив на все вопросы, Маточкин решает спеть духовную старину. На этом жанре специализировались калеки перехожие: они пели их на церковные праздники и на ярмарки, зарабатывая себе на жизнь. Поэтому и тематика у таких песен грустная, о нищих и убогих.

Последней стариной становится веселая скоморошина про Вавилу. Слушатели посмеиваются, сидят с улыбками и не хотят отпускать сказителя: как только он заканчивает, просят спеть что-то под гармошку, которая все это время молчала, стоя у ног хозяина. Александр соглашается, выбирая известную в кругах народников песню про комарика. Зал улыбается и подпевает. На такой радостной ноте и завершаются посиделки. Сказитель встает, собирает свой небольшой багаж в виде блокнотика, ручки, стаканчика чая и гармони, попутно отвечает на вопросы подходящих к нему людей, а потом уходит, ведь завтра ему нужно быть в Смоленске – радовать людей своим пением.

Анастасия Сафронова – та самая женщина в красном – делится с нами:

- С Александром Маточкиным не в формате фестиваля я встречаюсь впервые. Так его слушать гораздо лучше, нет шума с других площадок. А вот мероприятия, связанные с народным творчеством, я посещаю постоянно и даже пою в ансамбле. Еще мне кажется, что встреча прошла бы лучше, если бы мы все подпевали, но тут уж вышло как вышло. Кто-то говорит, что не умеет, а кто-то, что стесняется. Но как по мне, петь старины может каждый, ведь мы русские, в нас генетически заложено это умение, главное только начать.

Эльвира Скоринова

Фото автора

11.11.2022