Сажу за ухо, нитку на руку
Задумывались ли вы над тем, как жизнь одного маленького человечка может изменить жизни всех его родных и близких? Представим ситуацию: в коми семье появился малыш. С его рождением изменилась жизнь каждого из членов этой семьи, появилось множество новых запретов, правил и предписаний: нельзя подносить ребенка к зеркалу; первые месяцы после рождения лучше не подпускать к нему посторонних, не приглашать никого в дом; выходя на улицу, обязательно нанести немного сажи за ухом ребенка от сглаза…
Откуда я всё это знаю?
Всё просто: я – старший ребенок в семье. С самого детства я нянчилась со своими двоюродными братьями и сестрами, а пять лет назад у меня появился родной братик, который иногда даже звал меня мамой. Моя семья почитает традиции предков, родильная обрядность ещё живет среди коми народа.
Автор материала (справа) в детстве
Родильная обрядность тесно связана со всеми обрядами жизненного цикла человека. С обряда начинается жизненный путь малыша: братья и сёстры ребенка становятся тётями и дядями, родители – бабушками и дедушками, сам он – носителем традиции и представителем рода. Итак, родильный обряд становится значимым для всех родственников. Раньше он нёс в себе сакральное, жизненно необходимое, религиозно-магическое значение. Рождение здорового ребенка было связано со свадьбой родителей, которая нередко сопровождалась определенными «магическими» действиями.
Наша жизнь претерпевает сильные изменения, зачастую в молодых семьях ребенок становится неожиданностью, и, естественно, тот глубокий смысл, заложенный в родильный обряд нашими предками, утрачивает свое значение. В Удорском районе Республики Коми, а именно в сёлах и деревнях, расположенных на реке Вашка: в Коптюге, Чупрово, Пучкоме, Верхозерье – многие еще придерживаются традиций, связанных с первыми годами пребывания ребенка в этом мире, что отличает их от других коми. На реке Вашка сохраняются фольклорные тексты, старинные обряды, которые имеют локальные особенности и подлежат скорейшему изучению, так как информантов, к сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше.
Личный интерес – в исследование
Сама я удорская, вашкинская – родилась в селе Чупрово. Отправилась на зимних каникулах на малую родину, к бабушкам и дедушкам – поговорить, насладиться родным диалектом. Подготовить наиболее интересные вопросы мне помогла Лидия Яковлевна Зварич, мой учитель коми языка и литературы.
Мои собеседники не так много рассказали мне о том, какие действия совершались при подготовке к рождению ребенка, ведь в период беременности будущая мама много хлопотала по хозяйству. Нина Михайловна Давыдова вспомнила такую примету: «Если гремит гром, идет дождь во время свадьбы будущих родителей – это плохо. Было у нас такое «чудо», когда во время свадьбы шла сильная гроза, гремело сильно, очень страшно. А люди говорят: «Не знаем, какая жизнь у этих будет». А потом жена сама заболела, и даже сын ее заболел. Разводились с мужем, но потом все равно сошлись».
Николай Иванович Шлопов вспомнил, что ребенка рожали в хлеву, дома, в бане, бывало, в кустах, но сам он родился дома. А его жена, Нина Михайловна Шлопова, уточнила: «Во время родов, конечно, были и помощники. Помогала повитуха, обязательно женщина, «гöг баб» («гöг» - пуповина; «баб» - бабушка, женщина).
Кокӧ-табö, пышйы…
О купании ребенка в бане мне рассказывала крёстная мать моей мамы. Она и научила меня, как правильно мыть и купать ребенка. Могу рассказать из собственного опыта. В баню вместе с мамой и ребенком идет помощница, скажем, я. Вместо меня может быть и отец ребенка. Мама забирается на полати, усаживает ребенка на колени спиной к себе. Помощник даёт веник, мама парит ребенка и про себя читает молитву, слова которой не стоит говорить без надобности, ведь она может утратить свою силу. Пока помощник готовит в тазике теплую воду, мама укладывает ребенка на живот, намыливает тело и делает массаж: соединяет правую руку с левой ногой и наоборот. Сама приговаривает: «Кокӧ-табö, пышйы чöдъя-пувъя ягӧ, мырпома нюрö, тшака раскö». («Ножки-ножки, бегите в чернично-брусничный бор, на морошковое болото, в грибной лес»). Всё для того, чтобы ноги были крепкими.
Далее нужно смыть с ребенка мыльную пену. Перед походом в баню нужно приготовить три пелёнки: одну положить на колени матери, а второй она будет мыть ребенка. После помывки помощник укутывает ребенка в третью пеленку и теплое одеяло и уносит домой. Дома ребенка нужно напоить теплой водой с сахаром или чаем.
Что-то чёрное за ухом
Раньше не во всех сёлах и деревнях были церкви и священники. Моих родителей, сестёр, братьев, даже меня крестили бабушки на дому. Нина Михайловна Давыдова подчеркнула, что ребенка ввести в новую веру нужно до сорокового дня. А если ребенок больной – то еще раньше: «В детстве ведь ребенка можно и в купель опустить, взрослому человеку же только голову поливают. Нужно кадило и ванночку приготовить, воду освятить, по краям ванны зажечь четыре свечи друг напротив друга. Есть длинная молитва. Её прочитаешь. Есть крестная мама и крестный отец. Они 3-4 раза обходят ванну с ребенком на руках, повторяют молитву за бабушкой (под ребенком обязательно простыня). Если крестят девочку, то первой ванну обходит крестная мама, если мальчика – крестный отец».
Как уже было сказано, я – первый ребенок в семье. Все хотели стать моими крёстными родителями. Поэтому у меня их аж четыре! Первая пара участвовала в обряде. А вторая пара – «ньӧбӧм» («купленные») – подарила моим родителям льняную ткань, чтобы я их называла «вежань» и «вежай». («крёстная мама» и «крестный отец»).
В качестве крестильной купели выступает ванна. По ее краям зажигают свечи. На крещение приходят родственники: все, кого позовешь. На столе – еда, после крещения все садятся пить чай. Ребенка одевают в белую рубаху, которую в последующем на него надевают только во время болезни. Считается, что в ней он поправится быстрее.
Сама Нина Михайловна много раз крестила младенцев. Рассказала, почему нужно кадить: «Так положено, очищает от злых духов. Можно креститься и дома, и в церкви. Никакой разницы нет. Если веришь в Бога, то веришь сердцем».
«А где еще можно креститься?» – спросили мы у неё. Ответ Нины Михайловны стал неожиданностью: «Я в молодости ходила на свои земли через лес, там есть крест, а рядом – глубокий водоём, но не утонешь в нем. Там тоже крестились…».
Моя бабушка, Жанна Александровна Коровина, с детства говорила мне: «Когда выходят с ребенком налюди, обязательно место за ухом нужно намазать сажей или на руку привязать красную нитку». Коми люди верили, что таким образом удастся сберечь ребенка от нечистых сил или сглаза.
Сама могу научить
Исследуя родильный обряд в селениях Коптюга, Верхозерье, Чупрово, Пучкома на реке Вашка Удорского района, я заметила, что местное население стремится сохранить локальные обычаи и традиции.
Наши бабушки и дедушки открыли для меня много нового, но вместе с тем молитвы, приговоры и причитания остались большим секретом. Я с детства наблюдала за этим обрядом, теперь многому и сама могу научить. Хочу верить, что сакральные вещи, которые живут на моей родине, не исчезнут с лица земли. Надеюсь, что удорские девушки, которым в будущем предстоит стать мамами, передадут своим потомкам все знания и священные тексты, связанные с родильным обрядом на Вашке.
Элина Шлопова
Фото из скмейного архива автора
11.11.2022