"На площади да в долине боец в оружию одет..."

"На площади да в долине боец в оружию одет..."

Как в современное время выглядит образ казака? На уроках истории нам учителя неоднократно рассказывали про молодецкую удаль несгибаемых воинов, жителей запорожских и кубанских степей. Из произведений «Тихий Дон» и «Тарас Бульба» мы знаем о том, насколько они глубоко любили свою Родину и какую цену были готовы отдать ради мира и процветания.

Благодаря прошедшей «Ночи искусств» в Художественном музее я узнала о том, чем ранее на Алтае занимались казаки, как в мире глобализации их потомки развивают свою культуру и популяризуют её. Обо всем этом поделилась старший научный сотрудник сектора «Традиционная русская культура», руководитель фольклорного ансамбля «Беловодье» Вероника Бодрова.

Откуда появились казаки на земле Алтайской

До сих пор историки не могут сойтись в едином мнении, как возникло казачество и кем они являются. Одни считают их особым сословием, оставшимся после Российской империи, другие – отдельной этнической группой.

В Алтайском крае казаки поселились в начале XVIII века, когда началось освоение предгорных территорий после экспедиции Акинфия Никитича Демидова. Особенно земли нуждались в защите от набегов со стороны Джунгарского ханства, и поэтому воинская помощь имела весомую значимость. На крепостях оборонительной Колывано-Кузнецкой линии казаки несли службу. Им выделили земли, позволили заниматься разведением домашнего скота. В обязанности казаков также входили дальняя разведка, выполнение конвойной повинности, проведение строительных работ, заготовка леса, угля, сена, таможенный контроль и т.д. Чарышская, Антоньевская, Верх-Алейская станицы стали одними из первых поселений, где жили казаки.

С уважением и любовью к культурному наследию

Как подчеркнула Вероника Игоревна, работа по изучению казачьего фольклора идет с 1980-х гг. В этот период был образован ансамбль и началась активное изучение уклада жизни казаков и старообрядцев. Первые исследования были проведены в с. Тулата Чарышского района, где участники коллектива полностью погрузились в традиционный быт и ближе пообщались со старожилами. Особенно Веронике Игоревне запомнилось пельменное заговенье к Филиппову посту (в простонародной речи так называется Рождественский пост). Именно с этого дня начинали лепить пельмени целыми мешками, которые хранились на морозе. Участники сидели на печке, пели с бабушками и стряпали. Этот праздник – истинно народный, связывающий и стар, и млад. Молодёжь собиралась вместе к вечеру и отправлялись просить заговёлышки (угощения). Традиции передаются из уст в уста, глаза в глаза, и свидетелем этого стал ансамбль «Беловодье».

Наш коллектив относится к этнокультурному направлению, которое не стилизует и не обрабатывает фольклор. Мы показываем, какое народное творчество есть на самом деле. Как в музее можно полюбоваться на предметы старины, так и мы старательно учимся исполнять традиционные песни. Также изучаем мелодику исполнения, интонирование, особенности диалектов, учитываем характерные черты того или иного поселения. Именно так наш ансамбль обрел свое «лицо», и сейчас продолжаем свою деятельность, привлекаем студентов краевого колледжа культуры и искусств к народной культуре, – отметила Вероника Бодрова.

О чем гласит песнь казачества вольного?

Центральное место в казачьем творчестве занимают рекрутские, походные, лирические, шуточные и плясовые песни трёх пунктов казачьей линии Алтая. В основе лежат характерные черты пения первых переселенцев. Стиль их потомков ни с чем не спутаешь – суровая манера исполнения, низкий регистр и большой диапазон, с которым далеко не каждый может справиться. Он представляет собой ленточное двухголосие: сначала идет основной голос, а далее его копирует верхний, идет своего рода песенный узор. И затем они расходятся более широким интервалом. В казачьих песнях в полной мере сохранились следы тягот походной жизни и непростой доли военного на пограничной заставе, думы молодых девушек о судьбе своих возлюбленных в неизвестных краях, помыслы о долге, вере и Отчизне.

Приведу как примеры песни «Вечерок-то вечеряется»:

Вечерок-то вечерается,

Красно солнышко закатается

За горы, да за высокия,

За леса, да леса темныя,

Леса темныя, разосиновые.

Наступает на нас ночка темная,

Ночка темная, разосённая.

 

Нам, казаченькам, да худо дремлется,

Кавалерикам сон на ум не йдет.

Выходили мы на Дунай-реку,

Заряжали мы пушки ядрами,

Попадали мы в стену каменную.

Стена каменна пошатилася,

Сила-армия повалилася.

 

«Проснулася да станица»:

Проснулася ли да станица, проснулась на рассвет.

На площади ли да в долине боец в оружию одет.

Он лихо марширует на св(а)ём скакуне.

Поводьями ли да он правил так ровно по струне.

Поехали ли да кубанцы искать решения судьбы.

А бедная ли да Маруся стояла у ворот.

По её румяным (ш)(о)чкам катилася слеза.

\"Не плач, не плач, моя Маруся\", - кубанец говорит.

\"Отбуду срок(ы) своей службы - женюсь я на тебе\".

 

Можно сказать, что потомки казаков-переселенцев – носители уникального православного певческого наследия, без которого невозможно представить Алтайский край. Поэтому наша задача – беречь и ценить культурные традиции, так как в их заключена история нашей страны.

Елена Заикина

Фото Евгения Налимова

09.11.2022