По национальным местам Воронежа

По национальным местам Воронежа

Удивительно, как много в Воронеже мест, связанных с культурой, традициями и обычаями разных народов. Какие-то объекты сохранились до наших дней, какие-то были утрачены или остались только в виде фундаментов зданий или камней мостовой. Мы, студенты Школы межэтнической журналистики, 11 апреля побывали на экскурсии, посвященной национальным и конфессиональным объектам Воронежа. Провела ее краевед, экскурсовод и создатель сообщества "Воронеж. Пешком" Ольга Рудева.

Начался наш маршрут с еврейского кладбища. Нам показалось, что оно мало чем отличается от православного – только над могилами нет крестов. Зато история у этого места очень богатая. Некоторым надгробьям здесь более ста лет, а сохранились они идеально. Кладбище действует до сих пор, оно очень ухоженное, здесь вовсю цветут подснежники. Недавно тут проходила большая уборка перед праздником Пейсах (Еврейской Пасхой). Здесь хоронят не только евреев, но и членов их семей.

Ольга Рудева рассказала нам об одной интересной могиле - Марины Исааковны Шик. Памятник сделан в форме книги – это говорит о том, что похороненная здесь женщина очень любила читать. Однако ее заслуги были не только в этом. На оградке приделана табличка, на которой написаны благодарственные слова в адрес Марины Шик от немецких военнопленных. Как видно, при жизни эта женщина-врач им очень помогала.

Следующим пунктом нашей экскурсии стала лютеранская кирха. Здесь нас встретил епископ Анатолий Малахов. Он показал старинные фотографии и рассказал немного о двухсотлетней истории храма. Сейчас в кирху приходят люди тринадцати разных национальностей: русские, мадагаскарцы, венгры, немцы, финны и многие другие. Экскурсовод отметила, что лютеран с их немецкой педантичностью в России всегда уважали и нередко выдвигали на высокие посты.

Возле кирхи был флигель, в котором лютеране когда-то разрешали молиться католикам. Затем у представителей этой конфессии неподалеку появился свой костел. Он благополучно пережил войну, но чем-то не угодил властям и был взорван в начале 1960-х. Нам удалось взглянуть только на его фундамент, на котором сейчас стоит жилой дом.

Ольга Рудева добавила, что первые лютеране в Воронеже появились при правлении Петра I. Одним из них был русский немец  Вильгельм Столль. Его семья приехала в Воронеж в середине XIX века. Вильгельм получил прекрасное образование и стал промышленником. Начинал он с коллектива в пять человек, а в итоге стал владельцем трех заводов и промышленником мирового уровня. Вильгельм Столль также занимался благотворительностью, помогая незрячим, увлекался спортом и особенно поддерживал велодвижение, очень популярное в те времена. Здание завода сельскохозяйственных механизмов (а предприятие выпускало разную продукцию - от машин до гаечных ключей) и конторы Столля нам удалось увидеть своими глазами, когда мы пошли дальше по вечернему Воронежу.

Маршрут наш закончился около небольшой православной церкви святого Самуила. Позади нее стоит дворец спорта «Юбилейный». Оказывается, на его месте раньше тоже был православный храм. Обе церкви построены на деньги одного благотворителя - Самуила Мещерякова, которого в Воронеже называли Чугунный. Возле церкви сохранился столб от ворот на Чугуновское кладбище, получившее название от прозвища этого человека. Кладбище состояло из пяти частей: больничное, военное, детское, дворянское и лютеранское. Оно было признано самым ухоженным в дореволюционной России. Сейчас на этом месте возвышается воронежская телебашня. По мнению Ольги Рудевой, это лучший памятник лютеранам.

Экскурсия по национальным и конфессиональным местам Воронежа лишний раз доказала, что неважно, к какому народу принадлежит человек и какую религию он исповедует. Главное – это те великие, общественно-важные дела, которые совершаются совместно представителями разных национальностей.

Анастасия Картавцева, студентка школы межэтнической журналистики, журфак ВГУ, 3 курс