"Бережно сохраняю традиции своего народа"
С Наташей я познакомилась в социальной сети. Обратила внимание на необычную внешность девушки: темно-зеленые глаза, миндалевидный разрез, открытая улыбка. Начала интересоваться, кто она. Выяснилось, что Наташа живет в Москве. А еще она – эвен.
Ошибочно назвали
По данным Переписи населения 2002 года в России живет 19 тысяч эвенов. По данным Переписи 2010 года - 21830. Живут локальными группами в Якутии, Магаданской области, Чукотском, Корякском АО, Камчатской области и Охотском районе Хабаровского края. Язык- эвенский язык тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Эвены православные.
Кстати, Наташа рассказала мне один очень интересный факт о эвенах. Если вы найдете информацию про эвенов в интернете, то вам выйдет их устаревшее русское название – ламуты, но на самом деле это ошибочное название.
"Пешие тунгусы"
Русские первопроходцы в ХVII веке почти сразу стали различать среди тунгусов — эвенков и эвенов. Якуты, например, до сих пор называют выходцев из северных районов тонгусами, не различая эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей. Тунгусами в ХVII - ХIХ веках русские называли эвенков, а эвенов по-другому — ламутами. Первым употребил слово «ламуты» Постник Иванов в 1638 году в одном из донесений в отношении эвенов-оленеводов Верхней Яны. Этот первопроходец, вероятно, впервые встретил в горах Верхоянского хребта эвенов из Ламунхинского рода, потомки которых ныне проживают в Кобяйском, Верхоянском и Эвено-Бытантайском районах. Возможно, поэтому и появился этноним «ламуты». Казаки, передвигаясь вдоль рек, то и дело встречали эвенов-охотников, которых стали именовать «пешими тунгусами, или «ламутами». На территории Момского района до 1930-х годов кочевали «намытканы» (ламутканы), как называли себя жители побережья (нам — «житель», ламу — «море»). Вероятнее всего, это отдельные представители различных эвенских родов с Охотского побережья и с верховий Колымы, которые в поисках добычи уходили далеко на север, заселив бассейны реки Яны и низовья реки Лены.
Тропой выживания
Эвены относятся к одному из древнейших народов мира. История эвенов представляет собой, образно говоря, бесконечную кочевку по тропе выживания. Откуда начинается родословная этого самобытного народа? На этот вопрос вряд ли можно дать абсолютно точный ответ. Древнейшая история всех народов Севера взаимосвязана и туго переплетена. Это говорит о том, что они в течение многих тысячелетий шли вместе по едва заметным тропинкам истории бок о бок, плечо к плечу. У эвенов, как и у других народов Севера, из-за отсутствия письменности не было летописцев, поэтому и нет письменных памятников их древней истории. Сегодня многие склонны искать родословную эвенов в государстве Бохай, существовавшем в VII — Х веках.
Мимо такого исторического факта пройти нельзя. Он заслуживает самого пристального внимания. В разные годы разными учеными был написан целый ряд научных трудов, из которых можно было бы почерпнуть нужную информацию о Бохае. Что же представляло из себя это таинственное государство? Действительно ли оно было прародиной эвенов? Ученый-эвеновед 3. Н. Матвеев в своей работе «Бохай» указывает, что первоисточниками по истории Бохая необходимо считать китайские, корейские и японские сочинения. Судя по всему, он в 20-х годах нашего столетия добросовестно изучил имеющуюся литературу о Бохае.
Изучив ряд научных исследований своих соотечественников, З. Н. Матвеев дает достаточно четкое описание государства Бохай: «В общем, Бохай распространял свои владения на юге до Синьла (в Корее) на полуострове Ляо-дун, на востоке до океана, на западе до земель племени киданей, на севере владения Бохая доходили до Амура. Наш Уссурийский край, таким обра-зом, целиком входил в государство Бохай. В Бохае было пять главных городов, пятнадцать областных и шестьдесят два чжоу.
Ученый Э. В. Шавкунов пишет, что бохайцы являются прямыми предками ряда тунгусо-маньчжурских народностей, о чем свидетельствуют не только данные об их родоплеменном составе, но также и прямое указание на это древних письменных источников.
Древний Бохай был многонациональным государством. В нем жили предки современных малочисленных народов Дальнего Востока — нанайцы, удэге, ульчи и другие. Основной же костяк населения составляли эвены и эвенки. По нашему мнению, в то время эвены и эвенки, видимо, составляли один народ, не было между ними языкового различия. Культурные памятники, традиции, обычаи у них почти всегда были идентичными.
После покорения Бохая киданями и Китаем гордые, непокорные тунгусы, не желая жить под игом чужестранцев, сохраняя достоинство, двинулись на север. Часть из них, может быть большая часть, осела на северо-западных регионах Сибири, а другая ушла далеко на северо-восток. Первые впоследствии, видимо, стали называться эвенками, а вторые — эвенами (ламутами).
Известный северовед И. С. Гурвич дает следующую схему продвижения восточных тунгусов (эвенов) к Охотскому побережью: «Из Забайкалья — Приамурья оленные группы —предки тунгусов — проникли на юг Охотского побережья. Богатые промысловые угодья побережья, резко контрастировавшие с привычной оленеводам зоной лиственничной тайги, бедной рыбой и зверем, должны были показаться пришельцам обетованной землей. Естественно, что тунгусские племена стали стремиться к побережью.
Они обосновались там, отчасти потеснив, отчасти ассимилировав прибрежные палеоазиатские группы. Самый авторитетный археолог северо-востока Сибири А. П. Окладников связывает широкие миграции тунгусов с железным веком, с событиями I тысячелетия нашей эры. К этому времени можно отнести и проникновение тунгусов на побережье и сложение оседлой приморской тунгусской культуры».
Эвенов Охотского побережья ученые делят на пеших (оседлых) и кочевых (оленных). Одни считают, что пешие тунгусы обосновались тут раньше оленных, другие высказывают мнение, что «отдельные группы пеших тунгусов представляли собой отунгушенных палеоазиатов». Из этих двух точек зрения, как нам кажется, ближе к истине стоит вторая. В качестве доказательства можно предположить, что продвижение тунгусов на северо-запад и северо-восток Сибири связано с окончательным разгромом государства Бохай. Тунгусы, западные и восточные,
Информация по Гурвич И. С. Эвены // Этническая история Северо-Востока Сибири.
Перевести Олонхо
Наташа вспоминает :
«Я в детстве ходила на станцию юных натуралистов в Якутии, там было множество разных кружков. Посещала все. Особенно любила читать добрые якутские сказки. Детство закончилось, а любовь к сказкам осталась. Сейчас я занята процессом расшифровки Олонхо (древнейшее эпическое искусство якутов) на русский язык. В русском переводе он уже есть, но там много локальных слов – терминов, которые хотелось бы объяснить современникам. Как будет готов материал, я сниму серию видеорассказов об Олонхо. Это же я хочу сделать с детскими сказками. Я уже нашла переводчиц в Якутске, они помогут мне с этой работой».
Взять псевдоним
Наташа Лукмас родилась в городе Ленске, Республика Саха-Якутия 2 августа 1994 года в смешанной эвено-украинской семье. Хоть и Наталья уже давно не говорит на родном языке, девушка ощущает себя эвеном. У эвенов никогда не было фамилий, их дали русские, поэтому героиня взяла себе звучный псевдоним – Лукмас.
Утонуть в снегу
Ещё одна Наташина история из детства:
«Помню, мне два года. Зима, лес. Иду по рыхлому снегу вслед за родителями, а к моим ногам прикреплены длинные палки. Ноги двигались только вперёд-назад. А я все иду-иду вперед. Я тогда так сильно поразилась этим палкам. Думала, что так все люди на Земле делают. По улице с ними только ходят. Ещё пыталась понять, мои это ноги или не мои. В какой-то момент услышала голос мамы, она сказала, чтобы я не поворачивала. И тут же я упала на бок и скрылась в снегу. Снег казался в тот момент океаном! . А палки - это были лыжи, они оказались единственным мостиком, держащим меня на поверхности. Стоило только упасть с них, как я тут же утонула» ...
Получить новое имя
Кстати, у эвенов имена давались со временем и не случайные, такие, которые могли бы максимально точно охарактеризовать ребёнка. Если он был смышлёный, вредный, плотный, плаксивый его так и называли. Когда ребёнок подрастал - имя менялось. Если, например, мальчик начинал ловко скакать на лошадях, ему могли дать соответствующее имя. Или он, например, стал играть на хомусе (музыкальный инструмент у эвенов), то его так и называли в честь музыкального инструмента. В общем, у эвенов имена несколько раз менялись в течении жизни в зависимости от того, какое им больше всего подходило. Обычно их давали окружающие, не только родители. Наталья решила взять себе псевдоним «Лукмас», так как ощущает себя коренным народом Севера. Это сокращение от слова «Аал Луук Мас» - в якутской мифологии священное дерево рода, в котором обитает дух – хозяйка данной местности.
Съесть строганину
А что же едят современные эвены? Блюда мало чем отличаются от наших знакомых. Любимое блюдо девушки – мамины пирожки, строганина, рыба, оленина, ягоды лесные и кедровые орехи, а также мороженое пломбир на домашних сливках. А не любимые - квашеная капуста. Девушка отвечает, что капусты всегда было очень много.
Найти "киндер-сюрприз"
Снова история из детства:
«Я помню, мне было три года, как мой отец принёс домой полтуши оленя! Бедро было больше чем мой папа, мы потом мясо всю зиму кушали. Такой огромный кусок был. Просто удивительно. А уже в более старшем возрасте очень любила находить в рыбе икру. Для меня это обычное дело, как «Киндер сюрприз» только для эвенов».
Выучиться на рекламщика и дизайнера
Детство героини прошло в местном Доме культуры. Она танцевала. Среди любимых танцев - национальные танцы «с чоороном», «танец стерхов». Особенно зрелищно смотреть на выступления в национальных костюмах и украшениях. Девушка призналась, что имеет несколько наборов национальных серебряных серёжек.
Лукмас закончила школу в Ленске, затем поступила в Новосибирский государственный технический университет по специальности "Реклама и связи с общественностью", параллельно занималась профессионально фотографией и работала на рекламном производстве в качестве менеджера и дизайнера.
Потом поступила на специальность "Графический дизайн" в педагогический ВУЗ, получив навыки в живописи, рисунке, композиции, цветоведению. Параллельно училась в магистратуре заочно по специальности «Дизайн в образовании».
Девушка всегда была активной, проводила в Новосибирске и Ленске художественные мастера-классы для взрослых, но из-за пандемии пришлось временно остановить работу. Она решила, что пора перебираться в Москву, где больше возможностей...
В Москве Наташа пошла на курсы в Британскую Школу Дизайна. Получила образование по направлению «Дизайн мобильных приложений». Спустя год решила пройти обучение на телерадиоведущую, а после на режиссера монтажа. Летом 2022 года получила свои заветные дипломы.
Снимать, продвигать, искать инвесторов
На данный момент Наташа Лукмас работает в киностудии «Океан Цвета», выполняет обязанности инженера кино и графика – дизайнера, имеет свой видеопродакшен по производству фото и видео материалов. Основное направление - программы тв-формата. Наташа сама пишет, режиссирует, снимает и продвигает, а также привлекает инвесторов.
Свободное время проводит активно, она выбрала для себя велоспорт, дайвинг, бег и настольные игры.
Сохранять идентичность
«Мою национальностью отличает от других конкретная гапплогруппа - С4b. Да, я специально сделала генетический тест, чтобы как можно больше знать о себе и своих предках. Эвенов отличает от других - добрый нрав и готовность к любым сложностям и условиям. Закалённость и любовь к жизни в гармонии с природой.
Я не то, чтобы горжусь своей национальной принадлежностью и считаю её лучше других. Нет, это не так. Я ее бережно храню, уважаю и люблю. Активно занимаюсь изучением культуры своих предков и нахожусь на стадии создания современных способов сохранения своего культурного достояния!» - призналась Наташа.
Эльвира Самрина
10.11.2022