Память предков

Память предков

Фильм «Малые народы большой страны. Республика Алтай» заставляет в который раз задуматься о невероятном этнокультурном многообразии России.

Отдых, горы, кино

Какие ассоциации у нас вызывает словосочетание «Горный Алтай»? Наверное, горы, река Катунь, необыкновенная природа и пейзажи - место, куда многие люди ездят на отдых. Но, что мы можем сказать о народах этой территории, их традициях и обычаях, особенностях их верований, их жизненном укладе? Чтобы  ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим документальный фильм «Малые народы большой страны. Республика Алтай»,  созданный Фондом Николая Расторгуева при поддержке Фонда президентских грантов.

Все знают, что Горный Алтай —  уникальный регион, являющейся традиционным местом проживания и расселения множества этнических групп. За всё время существования, эту территорию населяли представители различных культур и цивилизаций, что наложило огромный отпечаток на тот многонациональный и мультикультурный характер народов, проживающих сейчас на Алтае.

В  фильме идёт речь об истории и особенностях культуры коренных малочисленных народов, проживающих на территории Алтая. Основу материала составили данные собранные во время этнографической экспедиции, состоявшейся летом 2019 года. Научным консультантом при подготовке фильма выступил учёный из Горно-Алтайска — археолог Сергей Киреев, хранитель коллекции археологии Национального музея им. А.В. Анохина. Данная кинокартина, главным образом, рассказывая нам о народах Алтая, представляет их описание в виде деления на две крупные группы: южные алтайцы (теленгиты и родственные им телеуты) и северные алтайцы (кумандинцы, тубалары и челканцы). 

О чем мечтает народ?

Теленгиты проживают в двух районах Республики Алтай: Улаганском и Кош-Агачском.  А в селе Кокоря Кош-Агачского района расположен музей истории теленгитов.  Основатель -  Край Бидинов, заслуженный учитель РФ, писатель, активно выступающий за сохранение родной культуры и языка. Вот что  он говорит в фильме: «Любой народ, хоть маленький, хоть большой, у него одна мечта. У него кроме богатства, кроме счастья, нужно одно – остаться народом». В этой фразе можно проследить главное предназначение народа -  сохранение себя, своей самобытности. Именно следование принципам, традициям предков, популяризация национальной культуры позволяет этническим группам  в наши дни  сохранять  свой образ  жизни, свою веру и передавать их  следующим поколениям.

Одно из главных мест в мировосприятии алтайцев занимает тенгрианство - религиозная система, подразумевающая обожествление природы и поклонение её духам.  Край Бидинов, подчёркивает:  «Природа самая живая. Она понимает. Земля обладает памятью. Земля обладает разумом». В этих словах -  тесная связь народов Горного Алтая с природой. Для них  Алтай - не просто территория проживания, а место силы, защиты и энергии, то пространство, где природа и человек – это единое целое.

«Черная вера»

 У народов Алтая особую роль играет  шаманизм («кара-тян» — «чёрная вера» или «кам-тян» — «вера камов». Кам — по-алтайски «шаман»). Вот что говорит в  фильме  потомственный  шаман  из рода кыпчак Вячеслав Челтуев: «Мой дед, деда отец -все шаманы. Это с крови человека шаман становится. Этому не учат, это не школа».  Можно сказать, что шаманизм, сама культовая практика обусловлена не просто выполнением специальных обрядов и ношением особого костюма, но и той определённой преемственностью и предрасположенностью, которая связана с наследственностью человека. Причем  далеко не каждый  человек может быть шаманом и обеспечивать общение между миром духов и миром людей.

Помимо информации о религиозно-мифологических представлениях коренных народов Горного Алтая в фильме представлено много  материала  об их национальном музыкальном творчестве. Известный телеутский музыкант Добрыня Сатин рассказал о своих основных музыкальных инструментах: топшур, икили, и звуковом приспособлении для охоты амыргы – манок на марала.  Также он продемонстрировал великолепное исполнение мелодий на этих и

«Язык остался далеко…»

Кумандинцы, тубалары и челканцы — тюркоязычные народы угро-финского происхождения, аборигены южно-сибирской тайги. В фильме  основной упор делается на рассказе об их народном творчестве, искусстве, языке. С этой целью к сьёмке проекта привлекли представителей этих народов, которые активно принимают участие в  сохранении своей родной культуры. Например, было взято интервью у кумандинской певицы Натальи Акпыжаевой и жительницы села Курмач-Байгол Екатерины Курускановой — исполнительницы челканских песен.

Очень важным показался комментарий  Марьяны Сумачаковой, представительницы «челканского этноса», преподавательницы алтайского языка и литературы, о языке:  «… время движется вперёд, а наш язык остановился на определённом уровне,  не обогащается новыми словами, а жизнь движется вперёд. И за жизнью наш маленький народ успевает идти в ногу со временем, а язык, он остаётся где-то там, далеко-далеко» - с сожалением, замечает Марьяна.  Безусловно, использование родного языка только старшим поколением, а обучение подрастающего поколения преимущественно русскому языку,  не позволяет уже в дальнейшем передавать традицию этого национального языка в роде и ставит его на грань полного исчезновения.

Мифы и традиции

Важно подчеркнуть, что для всех народов Алтая особе значение имеет понятие «сёок», т.е. род. Для представителей данных этнических групп почитание предков, память о том, к какому роду ты принадлежишь, соблюдение соответствующих традиций, очень ценно.

Мы надеемся, что  вы с удовольствием посмотрите этот фильм уже полностью, чтобы глубоко погрузиться  в этнокультурные особенности народов Горного Алтая,  в увлекательные истории героев фильма. Интересны  их мысли,  трепетное отношение к родной культуре, своему прошлому и национальным традициям. Оригинально также   аудиовизуальное  восприятие: качество сьёмки, атмосфера, в совокупности с прекрасным фоновым звуковым сопровождением (в виде записи, исполнения национальных музыкальных композиций представителями коренных народов Горного Алтая). Всё это позволило ощутить своеобразие культуры этих народов и прочувствовать её самобытный характер.

В заключении скажем, что народы Горного Алтая - это действительно уникальные по своему развитию этнические группы, с особой религиозно-мифологической системой, способом хозяйствования, формами искусства и фольклора. В этой связи важно предпринимать меры,   направленные на сохранение культурных особенностей этих народов, развитие идей, способствующих привлечению молодого поколения к продолжению традиций своих предков. Чтобы территория Горного Алтая, с проживающими на ней многочисленными народами, могла и дальше оставаться местом, обладающим широким этнокультурным и языковым многообразием!

Жанна Николаева

Фото: Дмитрий Северин

https://profoto.com/ru/profoto-stories/dima-severin-with-b1x-in-altay

09.11.2022