"Баню нужно ставить на доброе место"
Заверяет нас житель Большеберезниковского района, мастер на все руки, хозяин бани Геннадий. На вопрос какое же это «доброе место», мужчина ответил: «Место это, во-первых, сухое, во-вторых открытое. Если, например, недалеко есть погреб или яма, то баня будет сырая и угарная». То есть самое главное определиться с местом? «Совершенно верно, - продолжает банных дел знаток, - а затем решаем вопрос с фундаментом. Если раньше банный сруб ставили на четыре чурбана, то в наше время заливают крепкий фундамент. Дело трудоёмкое, но нужное.
Баню поставить помогут «помочи» и Интернет
На основательном фундаменте и баня долго простоит. Также нужны добротные нижние венцы. Они, как правило, из дуба или сосны. Эти породы деревьев крепкие, а значит не сгниют. Раньше в мордовских селах, бани в основном делали из липы. Сейчас в ход идет и липа, и осина, и сосна. С материалом стало туго, да и не дешевое это удовольствие». «А вы как долго ставили свою баню?» - спрашиваем у Геннадия. «Бани ещё недавно рубили сами, теперь срубы покупают. Так вот как привезли сруб с соседнего села, сразу и собрали «помочи». Пришли родственники, друзья и поставили за полдня. А уж крышу на другой день. С ней я сам справился, - объясняет нам мастер. «А бревна-то тяжелые. Как таскали?», - поинтересовались мы. «Это верно. Особенно трудно верхние венцы класть. Да и до места доставить бревна, дело нелегкое. Но тут Интернет в помощь. Нашел схему приспособления для перевозки брёвен, сам смастерил и дело благодаря этой хитрости шло быстро», - объяснил нам наш собеседник. По его словам, между бревнами раньше укладывали мох. Его привозили телегами. Конопатили стены в основном женщины и дети. Затем стали использовать паклю. Теперь для утепления применяют джут.
Мордовская баня, так же, как и у большинства других народов, является непременным атрибутом крестьянского быта и выполняет разнообразные функции в системе их жизнеобеспечения: очистительно-гигиеническую, расслабляющую, обрядовую, игровую. Значительная роль отводится ей в профилактике здоровья и при лечении многих болезней.
Бани изначально сооружались в землянках. Исследователи описывают бани-землянки, которые делались в Чамзинском районе Мордовии: «В склоне высокого оврага делали углубление, где размещали железное корыто, в которое накладывали бутовый камень. Под корытом разводили огонь, чтобы накалялись камни. Потом их поливали водой и парились».
Дальше под бани стали использовать нежилые небольшие помещения. А уж затем начали строить бани. Они топились по-чёрному. Кстати, в Мордовии у многих они сохранились. Но в основном внутри бани тоже произошли существенные изменения — место каменки заняла печь с дымоходом.
Баня греет, баня лечит
К бане у эрзи и мокши сложилось почтительное отношение. Это место обитания Банянь кирди, Банявы – божества бани. В былые времена, заходя в баню, обязательно обращались к ней. Банява имелась в каждой бане и покровительствовала всему, что происходило в ней. По поверьям, она может жить под печью-каменкой, под половицами, на чердаке, в предбаннике.
Баня может очистить, освежить, вылечить. В бане рожали женщины. Это было чистым местом, где повитуха принимала родившегося ребенка. Согласно обычаю, роженица и ребенок в течение трех, а иногда и семи дней, пока происходило символическое очищение, оставались в бане и лишь затем переходили в дом. Банный пар и веник важнейшее средство «очищения» детей. Для них веники изготавливали из разных видов деревьев и трав: берёзы, дуба, ромашки, зверобоя. В веники клали больше берёзовых веток. Бабушка, когда парила внуков, приговаривала: «Килей-боярава, килей-азорава, Росасо валозят, чивалдсо кастозят, Шлик-нардык раба божиянь Лиянань. Орманзо-тарвонзо сизьгемень сисем ловажастонзо, Якстере верьстэнзэ, Ашо сывельстэнзэ. Улезэ бойкине, Улезэ мазыйне, Улезэ цёрань вечкевикске, Роботыця улезэ – Берёзка-барыня, берёзка-хозяйка, Росой политая, солнечным светом взращенная, Вымой-сотри с рабы божьей Лияны Болезни-трясучки с семидесяти семи костей, С красной крови, С белого тела. Была бы бойкой, Была бы красивенькой, Была бы парнями любимой, Работящей бы была».
Как нам объяснил заведующий отдела литературы и фольклора НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия Игорь Зубов, «баня входила в обряд мордовской свадьбы, с сопровождением многочисленных ритуальных действ как со стороны самой невесты, так и участников свадьбы и имела определенное смысловое название. Баня девичья или девичества — «тейтерень баня» или «тейтерьксчинь баня», куда входило обязательное обращение невесты к Баняве. К примеру, когда невеста с причитанием направляется к бане она говорит: «...хранительница бани матушка! Хранительница бани серебряная! Поверху идет твой горячий пар, посредине идет твой дым, по самому низу идет твой дым, по самому низу идет пыль твоя. Горячим паром обдай меня, дымом своим выкраси меня, зольной пылью покрой меня...».
Баня обязательно топится в первую субботу и после свадьбы, и называется она уже иначе: «Одирьвань баня» - «Баня молодушки». Современная мордовская баня, утратив обрядовое значение, сохранила гигиенические и целительные функции. Баня у эрзи и мокши до сих пор особо почитаема. И не забылись ее целительные силы. Баню любят, потому что баня греет, баня лечит.
Елена Атаманкина
09.11.2022