Магия Хохломы
В Алтайском государственном ниверситете прошел фестиваль «Культура народов России». Он объединил несколько ярких, интересных, насыщенных площадок и событий.
Три сакральных цвета
Студентка Института гуманитарных наук Елизавета Суханова рассказала об истории хохломской росписи, основных приемах и технике этого народного промысла, провела мастер-класс. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора.
Было очень интересно узнать, что в этой технике используются лишь три основных цвета – черный, красный и золотой. Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.
Черный. Цвет абсолюта. Ассоциируется с вечностью, бесконечностью, глубиной, самим воплощением Вселенной. Это самый выразительный цвет.
Красный. Цвет здоровья, процветания и красоты. Формула счастья, крепкого здоровья, удачи и достатка.
Золотой. А это сама жизненная сила, энергия Солнца и огня, плодородия и благополучия. Золото ассоциируется и с богатством, и с успехом, и со славой.
Поэтому в России хохломские изделия были всегда очень популярны: наши предки старались иметь в доме это радостное послание , некую формулу счастья.
Формула счастья
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».
Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное». Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, и все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
К краскам, которые принято использовать в хохломе, предъявляются высокие требования, ведь некоторые из них в ходе последующей обработке изделия могут высыхать и выгорать под действием высоких температур. Потому мастера пользуются минеральными термостойкими красками: охрой, суриком, киноварью, кармином, хромовой зеленью, сажей. Краски эти разбавляются очищенным скипидаром. Как видите, помимо красного (киноварь) и черного (сажа) упоминаются и другие цвета. Они используются как вспомогательные и оживляют рисунок.
Хранители традиции
Одной из них стала выставка коллекции предметов русского народного быта из фондов галереи, где помимо экспонатов, отображающих особенности образа крестьянской жизни на Руси, были представлены итоговые работы студентов групп №1384 и №1306 по дисциплине «Художественная роспись» – всевозможная утварь и предметы быта, украшенные стилизованным под старину орнаментом.
Елизавета рассказала об основных цветах традиционной хохломской росписи, материалах, которые используются в работе. Участники мастер-класса попрактиковались в выполнении элементов росписи на бумаге, а затем получившиеся орнаменты перенесли на небольшие заготовки, в результате чего были сделаны красочные панно в технике хохломской росписи с использованием традиционных элементов, цветов и композиционных приемов.
Алтайская сказка
Никого не оставили равнодушными народные и стилизованные костюмы. Коллекция «Красна пава» известна далеко за пределами Алтайского края. Она стала лауреатом международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт». А коллекция «Алтайская сказка» основана на элементах женского национального костюма алтайцев, киргизов, монголов, казахов и китайцев.
Итог Фестиваля подвела директор Института гуманитарных наук АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович:
«Наш институт является не только самым большим в Алтайском госуниверситете, но и, пожалуй, самым многонациональным. Поэтому перед нами стоит очень важная задача помимо того, чтобы научить наших студентов определенным профессиям, воспитать в них гражданское самосознание и уважительное отношение к представителям различных национальностей и вероисповеданий. Организуемый нами фестиваль культуры народов России – это один из многих традиционных элементов, которые мы используем в процессе работы с молодежью», – уточнила
Анна Матвеева
Фото: Алтайский государственный университет
9.11.2022