Перед слушателями барнаульской школы выступил ученый-этнограф Иван Назаров

Перед слушателями барнаульской  школы выступил  ученый-этнограф Иван Назаров

 Перед слушателями барнаульской  школы выступил  Иван Назаров,  ученый-этнограф,  директор института истории и международных отношений Алтайского госуниверситета.

 Эксперт рассказал об особенностях этнокультурного многообразия региона, культурной самобытности народов и этнических общностей, их обычаях, обрядах и традициях. Отдельно Иван Назаров остановился на культуре и традициях кумандинцев – малого народа, живущего  на Алтае. Вместе со студентами института он накануне побывал в Бийске, где  на базе кумандинского  этноцентра  прошел традиционный осенний праздник «Кочо-кан».

Исследователи смогли изучить современную праздничную культуру этого  народа, зафиксировать сохраняющиеся элементы традиционной религиозной обрядности, участвовать в возрождаемых культурных практиках, попробовать блюда кумандинской кухни и понаблюдать за спортивным состязанием — метанием камня.

«Это была полезная для студентов этнографическая поездка, сказал Иван Иванович. – Кумандинцы продолжают  возрождать свои забытые традиции, систематизировать накопленные знания,  издавать учебники по истории и языку, а самое главное — популяризовать все это среди молодежи, чтобы культура этого народа продолжала жить».

Также Назаров рассказал  о двух международных этнографических экспедициях проекта «Тюркский мир Большого Алтая»,  которые прошли этим летом в Республике Алтай и Кыргызстане. Одна  из основных целей экспедиций -   создание международной команды учëных  для  поиска и закрепления доказательств того, что Алтай являлся  прародиной тюркских народов.  Особенно в сакральном  месте , где Катунь и Чуя объединяют свои воды - Чуй-Оозы ("устье Чуи"), так называют это место алтайцы. Реки образуют остров, про который сложена легенда. В стародавние времена племя алтайцев, спасаясь от нашествия джунгар, остановилось на ночлег на этом острове. Один из мужчин, опасаясь ночного мороза, пожертвовал своим верблюдом, перерезал ему горло и сухожилия на ногах, вынул внутренности и "залез" в верблюжью шкуру. Ночью на остров налетел сильный град и, проснувшись, мужчина обнаружил, что он единственный, кто выжил после разгула стихии. Пошел он в поисках людей и всем, кого встречал, рассказывал эту историю. Стали называть то место Кюё-Моин ("верблюжья шея"). Изгибы рек и остров на самом деле напоминают шею животного.

«Легенда – отправная точка для  построения  национального самосознания, - считает ученый Иван Назаров. -  Как и  исторические эпосы, фольклор. Но поскольку пратюрки не оставили нам документа с печатью, мол, мы появились здесь, то ученым  разных стран приходится заниматься комплексными исследованиями – археологическими, этнографическими. Чтобы документально подтвердить эту версию. И пока многие находки наших экспедиций выявляют огромное количество совпадений.  Например, в  наших экспедициях по Алтаю   алтайцы понимали кыргызов,  а те – алтайцев.  Возможно, когда-то это был один народ.

Когда мы отправились в высокогорные села Кыргызстана и увидели свадебные обряды, ритуалы, юрты, элементы традиционной скотоводческой культуры, также увидели много общего с традициями быта народов , живущих в Горном Алтае.  Значит – все это Большой Алтай, прародина…», - резюмировал  Иван Назаров.

 Он также рассказал о  Международной научной конференции  «Алтайские корни тюркской цивилизации», которая состоится  на безе  АлтГУ 10 ноября.

«Алтай – это «исторический перекресток», центр притяжения  и соприкосновения восточной  и западной цивилизаций,  важная контактная зона китайско-конфуцианского, буддийского, арабо-мусульманского и христианского миров. Уникальная природа Алтая  не только географически, но  и духовно соединила  его народы, истории и культуры. В постоянстве их взаимодействия заложена целостности тюркской цивилизации и ее самобытность», - отметил Иван Назаров.

Анна Матвеева

08.11.2022