Перед слушателями барнаульской школы выступил ученый-этнограф Иван Назаров
Перед слушателями барнаульской школы выступил Иван Назаров, ученый-этнограф, директор института истории и международных отношений Алтайского госуниверситета.
Эксперт рассказал об особенностях этнокультурного многообразия региона, культурной самобытности народов и этнических общностей, их обычаях, обрядах и традициях. Отдельно Иван Назаров остановился на культуре и традициях кумандинцев – малого народа, живущего на Алтае. Вместе со студентами института он накануне побывал в Бийске, где на базе кумандинского этноцентра прошел традиционный осенний праздник «Кочо-кан».
Исследователи смогли изучить современную праздничную культуру этого народа, зафиксировать сохраняющиеся элементы традиционной религиозной обрядности, участвовать в возрождаемых культурных практиках, попробовать блюда кумандинской кухни и понаблюдать за спортивным состязанием — метанием камня.
«Это была полезная для студентов этнографическая поездка, сказал Иван Иванович. – Кумандинцы продолжают возрождать свои забытые традиции, систематизировать накопленные знания, издавать учебники по истории и языку, а самое главное — популяризовать все это среди молодежи, чтобы культура этого народа продолжала жить».
Также Назаров рассказал о двух международных этнографических экспедициях проекта «Тюркский мир Большого Алтая», которые прошли этим летом в Республике Алтай и Кыргызстане. Одна из основных целей экспедиций - создание международной команды учëных для поиска и закрепления доказательств того, что Алтай являлся прародиной тюркских народов. Особенно в сакральном месте , где Катунь и Чуя объединяют свои воды - Чуй-Оозы ("устье Чуи"), так называют это место алтайцы. Реки образуют остров, про который сложена легенда. В стародавние времена племя алтайцев, спасаясь от нашествия джунгар, остановилось на ночлег на этом острове. Один из мужчин, опасаясь ночного мороза, пожертвовал своим верблюдом, перерезал ему горло и сухожилия на ногах, вынул внутренности и "залез" в верблюжью шкуру. Ночью на остров налетел сильный град и, проснувшись, мужчина обнаружил, что он единственный, кто выжил после разгула стихии. Пошел он в поисках людей и всем, кого встречал, рассказывал эту историю. Стали называть то место Кюё-Моин ("верблюжья шея"). Изгибы рек и остров на самом деле напоминают шею животного.
«Легенда – отправная точка для построения национального самосознания, - считает ученый Иван Назаров. - Как и исторические эпосы, фольклор. Но поскольку пратюрки не оставили нам документа с печатью, мол, мы появились здесь, то ученым разных стран приходится заниматься комплексными исследованиями – археологическими, этнографическими. Чтобы документально подтвердить эту версию. И пока многие находки наших экспедиций выявляют огромное количество совпадений. Например, в наших экспедициях по Алтаю алтайцы понимали кыргызов, а те – алтайцев. Возможно, когда-то это был один народ.
Когда мы отправились в высокогорные села Кыргызстана и увидели свадебные обряды, ритуалы, юрты, элементы традиционной скотоводческой культуры, также увидели много общего с традициями быта народов , живущих в Горном Алтае. Значит – все это Большой Алтай, прародина…», - резюмировал Иван Назаров.
Он также рассказал о Международной научной конференции «Алтайские корни тюркской цивилизации», которая состоится на безе АлтГУ 10 ноября.
«Алтай – это «исторический перекресток», центр притяжения и соприкосновения восточной и западной цивилизаций, важная контактная зона китайско-конфуцианского, буддийского, арабо-мусульманского и христианского миров. Уникальная природа Алтая не только географически, но и духовно соединила его народы, истории и культуры. В постоянстве их взаимодействия заложена целостности тюркской цивилизации и ее самобытность», - отметил Иван Назаров.
Анна Матвеева
08.11.2022