Не простые, а "золотые"
Моя бабушка Варвара вспоминала: чем гуще и длиннее были сурмесики (косички), тем красивее была девушка! Мне с этим не повезло… Мои сурмесики были не очень густыми, хоть и длинными, да и цвет волос с детства не угольно-черный, а русый. До сих пор завидую девушкам с густыми и черными волосами! В детстве бабушка часто мне заплетала сурмесики, вплетая в волосы копейки, очень много копеек. Сурмесики колыхались и звенели – было очень забавно! Сейчас бабушка живет в деревне, ей 87 лет.
Праздник волос
Сурмесики носили девушки до замужества. Девичьи косички («сурмес») переплетали в две косы «тулунг» во время помолвки, называемой «сас-той» — праздник волос. При переплетении произносили следующие сакральные слова: «девушку с пятьюдесятью косичками превращаем в женщину с двумя косами». У бедняков передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шёлковой ниткой, к концам которых привязывали по жемчужной пуговице «узумчюк».Обычно их носили бедняки, у которых не было бисера. Но иногда нижнюю часть «сас поос» разделяли на три снизки с нанизанным бисером, внизу каждой привязывали по монетке или по перламутровой пуговице «тана». Подвесками «сас поос» украшали девочки свои куклы.
Тут-«хут»
За своими волосами хакасы ухаживали только в течение дня. Ночью запрещено их расчесывать, так как хакасы верили, что в это время под корнями волос находится жизненная сила «хут», которую живые боялись потерять. Да и вообще ночью мы спим.
Кроме этого, существовало значительное количество табу, касающихся волос мужчин и женщин. Мы разберем, как определить общественный статус женщины по волосам, а также как парню узнать семейное положение девушки по виду прически.
К слову прическа в жизни женщины играла большую роль, демонстрировала ее общественный статус, сакральные мотивы, семейное положение.
На груди и на спине
По данным хакасского этнографа В. Я. Бутанаева, замужние женщины носили две косы «тулунг». При этом молодые девушки носили косы на груди, а пожилые - на спине.
В долине Июсов (это реки Хакасии) косы заплетали, убирая волосы за уши, а в долине Абакана (столица хакасов) косы закрывали уши. До рождения детей молодая женщина заплетала волосы до половины, а затем соединяла их в одну. Только после родов она разделяла их. Замужние женщины заплетали косы против часовой стрелки «тискер». В том случае, если у нее имелись родные братья, то она обязана к двум косам со стороны затылка приплетать по
и далее. На севере Хонгорая, в долине Июсов, волосы расчесывали на пробор («чара») и заплетали, начиная от уровня ушей. В долине Абакана косички плели от основания волос, разделяя пряди ножом или ножницами. Поэтому у северных хонгорцев заплетенные косички выглядели густыми и ровными, а у южных - прореженными.
«Чурт айназы»
Старые девы носили три косички «сурмес». Когда у моей бабушки были длинные волосы, до 85 лет, она заплетала их в 3 косы. Позже она состригла свои волосы. И мне даже немного жаль…Но после смерти моего дедушки она 30 лет ходила с одной и той же прической. С нынешней модой это даже сложно себе представить.
В долине Абакана старые девы не почитались, поскольку безбрачие в традиционном быту расценивалось как социальная аномалия. Их считали за дьявольское отродье - «чурт айназы». Если от некогда процветавшей семьи оставалась лишь одна старая дева, то она получала прозвище «хыязын», т. е. ведьма. В хакасском фольклоре мерзкие девы подземного царства, которых никто из богатырей не брал в жены, описываются живущими с тремя косичками…
«Киджеге»
Девушки, имевшие внебрачного ребенка «сурас», обязаны были носить одну косу, называвшуюся «киджеге». Заплетала эту косу её мать. Если косу не носить, то верили, что несчастье настигнет дом ее родителей. Девушка, родившая сураса, в отличие от других, повязывала платок с небольшим подгибом на челе и заплетала одну косу по часовой стрелке «онгар».
После смерти мужа женщины, оставляя концы волос распущенными, заплетали свои косы по часовой стрелке («онгар»), то есть так, как и косички незамужних девушек. Косы умерших женщин, в отличие от монгольских народов, в Хонгорае не отрезали пополам, а распускали. Обычай распускать волосы у покойных прослеживается со времен Окуневской культуры (2 тыс. до н. э.), где встречаются костяные пластины с изображением личин с расплетенными косами.
Не длиннее рук
За ослушание запретов муж имел право отрезать косы жене и посадить ее под домашний арест. Только после того, как они отрастут снова, наказание отменялось. Представляете, как это долго... Например, в одном фольклорном произведении невестка князя Ханза-бега подсмотрела, как в конюшне отдыхал его крылатый конь-тулбар. Из-за нарушения запрета у тулбара крылья исчезли, а невестка была наказана: ей отрезали косы.
Волосы длиннее рук не отращивали. При стрижке концы волос девушки сначала три раза наматывали на палец и только потом обрезали. Женские косы не подстригались.
Волосы сохранялись только от первой стрижки, а остальные после стрижки и вычесывания сжигались. Согласно обычаю, волосы никогда не разбрасывали, иначе птицы из них совьют гнезда, отчего будут постоянные головные боли.
Броня жизни
Согласно обычаю, концы своих волос замужняя женщина никогда не завязывала, для этого вплетались накладные косы «сугынды». Обычно женщины носили три сугынды: две - в правой косе и одну - в левой. К сплетенным волосам невесты посаженная мать сразу же прикрепляла одну сугынды, сделанную из своих волос, а другую — из волос жениха. Последняя называлась «хоных хуягы» - броня жизни. Во времена ношения мужчинами косичек «киджеге», концы их отрезали для соединения с правой косой невесты. Накладная коса считалась оберегом ее мужа. Моя бабушка тоже имела накладные косы, она их очень любила и оберегала, тем более косы ей приобрела ее мать, в то время косы стоили дорого, сколька именно я сказать не могу, но бабушка хранила косы вместе со своими украшениями, музыкальными инструментами до старости.
А какую прическу носите вы? Как часто стрижетесь? Может ли это влиять на вашу судьбу так же сильно, как в это верят хакасы?
Эльвира Самрина
Фото Министерства культуры Хакасии
08.11.2022