"Мы чувствуем себя частью большой русской культуры"

"Мы чувствуем себя частью большой русской культуры"

В селе Шокша Теньгушевского района  в этом году впервые прошел народный праздник села «Шокшунь адий» («Сила шокши»). Шокша –  этногруппа народа эрзи. Хотя некоторые исследователи считают, что шокша - это остатки народа меря. Идейным вдохновителем и организатором народного праздника выступил оргкомитет «Ладяма» во главе с местным лидером Дмитрием Шиндаковым. Он возглавляет и районное отделение Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.

 «Мы чувствуем себя частью большой русской культуры», - говорит Дмитрий. Неравнодушный к своим корням молодой человек признался, как интересно изучать традиции, сохранять свое наречие, жить и трудиться на своей земле. «Уверен, если мы будем сохранять культуру, будет возрождаться и село.  Уже много положительных моментов. Несказанно рады тому, что после визита Главы Мордовии Артёма Здунова у нас появились две новые дороги.  Наши села – это и площадки для развития сельского туризма». 

В Шокше широкие улицы, высокие дома с узорчатыми наличниками ручной роботы на окнах. На мой удивленный вопрос «Вы что ими и кирпичные дома украшаете?» получила недоумевающий ответ «А как иначе? Без них же дом некрасивый». «Правда своих мастеров уже нет, - с сожалением признается Галина Мельцаева, - приходится заказывать мастеру из Теньгушева». Обаятельная собеседница, отведя меня в сторонку поведала о жизни села, о другой, о будничной.  «Мы шокшинцы очень трудолюбивые, - утверждает Галина, -  У нас с мужем, хоть мы и пенсионеры, крепкое хозяйство. Держим корову, быка, свиней, овец, кроликов, кур.   Огород в сорок пять соток. Это ещё не все, про шесть собак забыла сказать. Они породистые, охотничьи. Дом начали строить сыну. Двое детей живут в городе, а третий не смог прижиться  и вернулся домой. У нас с дедом пятеро внуков. Мы всем помогаем. Потому что у нас все есть. Мы много работаем. А ещё очень любим свои праздники. На них можно покрасоваться в костюмах. Мне мой наряд достался от матери, ношу уже полвека». 

Костюмы в Шокше шьют и новые. Этим нужным делом занимается мастерица Нина Налогина. В шумной пестрой толпе разыскать ее нелегко. Вот и она, вокруг нее толпятся девчонки. Весёлая добрая тетя Нина раздает всем наряды, кому шубейку, кому сороку, кому ленты. Сегодня должны быть все пригожими! Первый убор Нина Кузьминична сделала дочери, а потом старалась для всех. «Наш наряд и блестит, и звенит, - улыбается умелица, - Состоит он из рубахи-панара, пулая, шубейки и сороки. Вышитые нитками узоры покрываются узорами из блесток.  Каждый узор – определенное количество блесток. Конечно, названия и смысл большинства утерян. До нас дошли некоторые, например, «ломань» - человек, «крёзыньге» – крестик, «ёлкиньге» - ель. Рубахи и шубейки шью в основном из коленкора. Даю вторую жизнь и старой одежде, перешиваю их в детские наряды или в женские головные уборы». Изучают костюм и в местной школе. Ведется кружок по изготовлению шокшинского костюма.

Екатерина Поливцева живет в Москве, но к бабушке приезжает часто: «Каждое лето спешу в любимую Шокшу. В этом году родственники звали на море, но я с детства привыкла проводить все каникулы у бабушки. Здесь очень красивые места, и самые добрые люди. Конечно, я знаю не очень много про местные традиции, но пышные блины печь уже научилась».

 

Елена Атаманкина

08.11.2022