"Я замечаю мудрость и знания фольклора"

"Я замечаю мудрость и знания фольклора"

Фольклор – всегда коллективное творчество, и хранится он в самом сокровенном месте - сердце человека. Чтобы найти его среди руин, необходимо долго и упорно искать носителей, сравнивать их информацию и соединять воедино, тем самым воссоздавая прототип уходящей эпохи. Делают это, прежде всего, в этноэкспедициях. Что такое этнографическая экспедиция, как в нее попасть и какова судьба собранного материала? Об этом мы поговорили с выпускницей Орловского государственного института культуры, участницей фольклорно-этнографической экспедиции Самарского центра русской традиционной культуры в село Коноваловка Борского района Самарской области Ольгой Суховой.

- Ольга, расскажи, для чего вообще нужна фольклорная экспедиция?

- Дело в том, что прямых носителей фольклора, то есть наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, становится все меньше, поэтому деятельность по собиранию фольклора становится все более актуальной. Нам необходимо успеть записать, сохранить и передать песни, танцы, обычаи и обряды будущему поколению.

- Как и когда проходила экспедиция, в которой ты участвовала?

- Я ездила в Самарскую область (Борский район, село Коноваловка) летом 2019 года. Попала я туда совершенно случайно, благодаря своим друзьям. Во время этой поездки мы собрали максимально возможное на данный момент количество материала об аутентичном фольклоре жителей этого села.

- Почему из всех сел Самарской области было выбрано именно село Коноваловка, чем оно отличается от других?

- Оно заселено людьми разной национальности. Это эрзяне, русские и мокшане.  Село исследовано уже не один раз, так как выезды туда были и до нас. Это было повторное отправление, для того, чтобы более подробно записать предыдущий материал и внести новый, ведь пожилые люди могут вспомнить еще какие-то важные моменты. Это возможно с помощью реестра, где фиксируется, что уже записано, а что еще нет. Эти тетрадки хранятся у бабушек и у нас, поэтому мы можем сравнить информацию и получить новую. Нельзя зафиксировать абсолютно все важные моменты песенного фольклора за один раз, ведь что-то можно пропустить, о чем-то забыть. Поэтому для более полного анализа и исследования села фольклористы приехали туда повторно. Жители Коноваловки – хранители богатейшего этнографического материала, который невозможно изучить за один раз.

- А кто участвовал в этой экспедиции?

- Организаторами были исследователи Самарского центра русской традиционной культуры. Непосредственно песенным фольклором интересовались помимо меня руководитель экспедиционной группы, руководитель центра Андрей Давыдов и  Елена Монастырева. Также с нами ездила семейная пара, которая занималась сбором информации об обрядах, традициях, костюмах.

- Ольга, ты же орловчанка, как тебе удалось попасть в экспедицию, которая проходила в Самарской области?

- Во время форума деятелей культуры и искусств «Таврида» я познакомилась с Андреем Давыдовым, руководителем Самарского центра русской традиционной культуры, он был у нас спикером. От него я узнала, что он с группой поедет в фольклорную экспедицию и попросилась с ним. Андрей Михайлович согласился, так как понимал, что на основе этой экспедиции я могу научиться её проводить и в будущем организовать подобную.

- А что именно ты делала во время фольклорной экспедиции, какие у тебя были обязанности?

- Я записывала в реестр то, что говорили носители фольклора, и снимала на видеоаппаратуру песни.

- Какие приёмы помогли тебе достичь располагающей атмосферы, чтобы найти общий язык с местными жителями и как можно больше узнать о фольклоре Самарской области?

- Самое важное - вести беседу с рассказчиком, не останавливать его и не перебивать, а вопросы задавать после исполнения произведения. Иногда не запрещается незаметно пользоваться блокнотом с вопросами. Но именно незаметно: пожилой человек, когда его увидит, может отказаться разговаривать. Также вопросы должны быть понятными носителям фольклора и четкими, чтобы человек ответил искренне, не задумываясь. Необходимо рассчитывать заранее время записи, чтобы не утомлять информатора. Важно относится с уважением к людям, их традициям и укладу жизни, проявлять коммуникабельность и терпение, с благодарностью воспринимать желание рассказать о старине.

- Удалось ли узнать что-то новое об особенностях местного фольклора, ведь экспедиции в село Коноваловка уже были?

- Нам удалось записать около восьми часов аудиоматериала. В нем находится восемьдесят шесть произведений на русском и мордовском языках. Ранее все произведения были записаны только на одном языке. Также кроме песенного фольклора мы собрали информацию традициях села Коноваловка, например, о свадьбе.

- Насколько я знаю, срок экспедиции был короткий, и вам приходилось работать практически круглосуточно. Получилось ли выполнить поставленные задачи?

-Я считаю, что, да, так как нам удалось сделать все запланированное и записать видеопроект Андрея Давыдова «Фолк поэзия». Он пишет стихи сам и, находясь в экспедициях, придумывает сюжет, отражающий тему стихотворения. Видео с моим участием показывает внучку в городе и одинокую бабушку в деревне, которая ждёт приезда родных, чистит картошку и тоскует. В конце  внучка приезжает и обнимает свою бабушку. Видео обращает наше внимание на то, что нельзя забывать о своих родных, нужно уделять им больше внимания, особенно людям старшего поколения. Нужно ехать в деревню, в экспедицию или просто в гости, пока есть, кому нас ждать.

- После того как вы собрали материал, какая работа с ним проводится?

- Все собранные материалы хранятся в Самарском центре традиционной культуры и передаются в институты и колледжи. После студенты расшифровывают записи, учат и исполняют  произведения на сцене.

- А как еще собирают фольклор? Для его изучения нужно обязательно ехать в экспедицию или есть другие способы исследования?

- Экспедиция больше всех других способов помогает увидеть бытование фольклора.  Можно считать таким способом и выступления ансамблей. Но бабушки и дедушки, с которыми мы работаем, – обычные жители, а не артисты. Поэтому чтобы узнать информацию, необходимо к ним ехать, договариваться с ними о сотрудничестве.

- Ольга, ты с  таким энтузиазмом рассказываешь о своей работе. Чем тебя заинтересовало собирание фольклора?

 - Это интересно,  я занимаюсь фольклором сознательную часть своей жизни. Я считаю, что в нем можно найти ответы на интересующие меня, а также риторические вопросы. Я замечаю мудрость, знания фольклора, которые помогают в жизни.

Беседовала Дарья Валихова

Фото и видео: Андрей Давыдов, Ольга Сухова

06.11.2022