Страна незаходящего солнца

Страна незаходящего солнца

Чем занимаются межэтнические псковичи в промозглый ноябрьский вечер? Правильно – призывают весну! И делать это им помогают гагаузы. Есть на свете такие люди, которых не намного больше, чем жителей Пскова. Но в отличие от псковичей, они всегда носят у себя в душе солнце и могут нарезать его на кусочки и раздать всем желающим.

Накануне Дня народного единства псковский фольклорный ансамбль «Уграда» встретился с псковскими представителями гагаузского народа в областном центре народного творчества. А ученики Школы межэтнической журналистики смогли поучаствовать в этом мероприятии, понаблюдать, как русская культура взаимодействует с гагаузской, ну и заодно попробовать приблизить весну.

Март в ноябре

Весну гагаузы призывают по-молдавски, поскольку живёт этот народ в окружении молдаван. А у молдаван есть легенда о том, как в марте из-под снега прорывался первый подснежник. Подснежнику взялась помочь красавица Весна. Но это разозлило злую Зиму и она сделала так, чтобы Весна поранилась об засохшие острые сухие прошлогодние травинки. Кровь пролилась на подснежник и он стал наполовину белым и наполовину красным. С тех пор красно-белый цветок у молдаван и гагаузов символ весны. Они мастерят его из ниток, носят на одежде весь март, а потом оставляют на веточке плодового дерева, чтобы год был плодородным.

Поэтому на встрече в центре народного творчества гагаузы первым делом научили русских мастерить «марцишор» – бутоньерку, которая считается символом весны и пробуждающейся жизни.

А ученики Школы межэтнической журналистики спросили у гагаузов, не осуждает ли Православная церковь Гагаузии подобные языческие традиции. Они ответили, что нет и что никаких церковных запретов такой красивый жизнеутверждающий обряд, конечно же, не нарушает.

Таинственная Гагаузия

Гагаузия – регион компактного проживания гагаузов, автономное территориально образование в составе Республики Молдовы. Гагаузы – таинственный народ, ведь их происхождение до сих пор загадка для учёных.

Существуют разные версии происхождения этнонима «гагаузы». По одной из них это слово означает «прямой клюв» и стало прозвищем народа потому, что гагаузы всегда идут своим путём, имеют характер несгибаемый и готовы к любым испытаниям.

Может, поэтому молдавские тюрки гагаузы смогли сохранить свою православную веру и относительную независимость. В Молдове их насчитывается 150 тысяч человек, в России – 13800 , а в псковской области – 250.

Если Японию называют Страной восходящего солнца, то Гагаузия – страна незаходящего солнца, потому что это регион «олинклюзив», самый горячий в Республике Молдова.

Из рассказа гагаузов про свою родину мы поняли, что солнце у них в крови. Они привыкли жить по солнечным часам и трудиться не покладая рук, чтобы брать от солнца всё. Ну а когда наступают праздники, то и тут гагаузы так же неутомимы, как и в работе.  

Солнце на тарелке

Встреча псковских гагаузов с русским фольклорным ансамблем «Уграда» состоялась накануне одного из главных гагаузских праздников – Касыма. Так они называют День Святого Дмитрия, который отмечается 8 ноября.  В старину с этого дня у гагаузов начиналась долгая зима (слово «кasım» означает начало зимы).

Этим праздником они завершали уборку урожая. Согласно обычаям, в этот день хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок. С Касыма мужчины и женщины прекращали полевые работы и больше занимались домашними делами. Например, женщины садились прясть, ткать, шить и вышивать.

Кроме этого, это была пора свадеб. Свадьбы длились с четверга по понедельник. В первый день, рассказали нам гагаузы, родители жениха обходили соседей с чотрой. Это такой национальный сосуд из дерева. Каждый сосед должен был в знак радости от известия о свадьбе отхлебнуть вина из чотры.

Чтобы мы почувствовали красоту гагаузского языка, Иван Коджебаш исполнил для всех собравшихся традиционную гагаузскую песню «Оглан», она о беззаботном пастухе, которому доставляет радость его беспечная жизнь.

А потом был пир горой. Ведь гагаузы пришли в гости к русским не с пустыми руками, а со своими национальными угощениями. Это лепёшки-питы, слоёные пироги с творогом и брынзой («кывырма»), «кабаклы» из слоёного теста со сладкой тыквой и  голубцы из мяса в виноградных листьях («сарма»).

И хотя за окнами к этому времени уже давно стемнело, в областном центре народного творчества, и правда, стало всем светлей. Как будто псковские гагаузы нам всем нарезали не пирога, а настоящего молдавского солнца.  

Максим Дубровин

06.11.2022