Страна незаходящего солнца
Чем занимаются межэтнические псковичи в промозглый ноябрьский вечер? Правильно – призывают весну! И делать это им помогают гагаузы. Есть на свете такие люди, которых не намного больше, чем жителей Пскова. Но в отличие от псковичей, они всегда носят у себя в душе солнце и могут нарезать его на кусочки и раздать всем желающим.
Накануне Дня народного единства псковский фольклорный ансамбль «Уграда» встретился с псковскими представителями гагаузского народа в областном центре народного творчества. А ученики Школы межэтнической журналистики смогли поучаствовать в этом мероприятии, понаблюдать, как русская культура взаимодействует с гагаузской, ну и заодно попробовать приблизить весну.
Март в ноябре
Весну гагаузы призывают по-молдавски, поскольку живёт этот народ в окружении молдаван. А у молдаван есть легенда о том, как в марте из-под снега прорывался первый подснежник. Подснежнику взялась помочь красавица Весна. Но это разозлило злую Зиму и она сделала так, чтобы Весна поранилась об засохшие острые сухие прошлогодние травинки. Кровь пролилась на подснежник и он стал наполовину белым и наполовину красным. С тех пор красно-белый цветок у молдаван и гагаузов символ весны. Они мастерят его из ниток, носят на одежде весь март, а потом оставляют на веточке плодового дерева, чтобы год был плодородным.
Поэтому на встрече в центре народного творчества гагаузы первым делом научили русских мастерить «марцишор» – бутоньерку, которая считается символом весны и пробуждающейся жизни.
А ученики Школы межэтнической журналистики спросили у гагаузов, не осуждает ли Православная церковь Гагаузии подобные языческие традиции. Они ответили, что нет и что никаких церковных запретов такой красивый жизнеутверждающий обряд, конечно же, не нарушает.
Таинственная Гагаузия
Гагаузия – регион компактного проживания гагаузов, автономное территориально образование в составе Республики Молдовы. Гагаузы – таинственный народ, ведь их происхождение до сих пор загадка для учёных.
Существуют разные версии происхождения этнонима «гагаузы». По одной из них это слово означает «прямой клюв» и стало прозвищем народа потому, что гагаузы всегда идут своим путём, имеют характер несгибаемый и готовы к любым испытаниям.
Может, поэтому молдавские тюрки гагаузы смогли сохранить свою православную веру и относительную независимость. В Молдове их насчитывается 150 тысяч человек, в России – 13800 , а в псковской области – 250.
Если Японию называют Страной восходящего солнца, то Гагаузия – страна незаходящего солнца, потому что это регион «олинклюзив», самый горячий в Республике Молдова.
Из рассказа гагаузов про свою родину мы поняли, что солнце у них в крови. Они привыкли жить по солнечным часам и трудиться не покладая рук, чтобы брать от солнца всё. Ну а когда наступают праздники, то и тут гагаузы так же неутомимы, как и в работе.
Солнце на тарелке
Встреча псковских гагаузов с русским фольклорным ансамблем «Уграда» состоялась накануне одного из главных гагаузских праздников – Касыма. Так они называют День Святого Дмитрия, который отмечается 8 ноября. В старину с этого дня у гагаузов начиналась долгая зима (слово «кasım» означает начало зимы).
Этим праздником они завершали уборку урожая. Согласно обычаям, в этот день хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок. С Касыма мужчины и женщины прекращали полевые работы и больше занимались домашними делами. Например, женщины садились прясть, ткать, шить и вышивать.
Кроме этого, это была пора свадеб. Свадьбы длились с четверга по понедельник. В первый день, рассказали нам гагаузы, родители жениха обходили соседей с чотрой. Это такой национальный сосуд из дерева. Каждый сосед должен был в знак радости от известия о свадьбе отхлебнуть вина из чотры.
Чтобы мы почувствовали красоту гагаузского языка, Иван Коджебаш исполнил для всех собравшихся традиционную гагаузскую песню «Оглан», она о беззаботном пастухе, которому доставляет радость его беспечная жизнь.
А потом был пир горой. Ведь гагаузы пришли в гости к русским не с пустыми руками, а со своими национальными угощениями. Это лепёшки-питы, слоёные пироги с творогом и брынзой («кывырма»), «кабаклы» из слоёного теста со сладкой тыквой и голубцы из мяса в виноградных листьях («сарма»).
И хотя за окнами к этому времени уже давно стемнело, в областном центре народного творчества, и правда, стало всем светлей. Как будто псковские гагаузы нам всем нарезали не пирога, а настоящего молдавского солнца.
Максим Дубровин
06.11.2022