Сетоская брань: с языка не снять, а на вороте виснет

Сетоская брань: с языка не снять, а на вороте виснет

«Илось», «илось», приговаривают некоторые сетоские мужчины чуть ли не после каждой фразы. Как это переводится на русский, ученики псковской «Школы межэтнической журналистики» узнали в Музее-усадьбе коренного малочисленного народа сето в деревне Сигово Печорского района Псковской области.

Его хозяйка, заведующая отделом музея-заповедника «Изборск» и настоящая сето Малле Николаевна Богачёва, кроме того, объяснила нам, почему сетоскую женщину –

 

Сначала слышно, а потом видно

 Оказывается, из-за обилия серебряных украшений, главным их которых является огромная фибула-сыльг. Её дополняют несколько рядов цепочек с монетами, сето называли их «чапочки». Это и защита от злых духов, и кошелёк, который всегда с тобой.

При ходьбе вся эта красота издаёт такой звон, что слышно на всю округу. Вот почему Малле и её подружки, когда ещё были подростками, так любили на праздники надевать взрослые сетоские украшения, хотя по традиции сетоские фибулы имеют право носить только замужние женщины и только после специального обряда.

Уж больно хотелось девчонкам тоже как следует побренчать.

 

Сапоги пятками вперёд

 А ещё Малле Николаевна рассказала нам, как знание народных поверий помогло ей однажды не пропасть в лесу.

Пошла они как-то девушками на болота за клюквой. Набрали они ягод, а куда домой идти, забыли – заблудились.

И тут Малле вспомнила бабушкины рассказы о том, что на носки сапог иногда может усесться плут. Он затуманивает глаза, и человек забывает дорогу из лесу домой.

Бабушка, конечно же, рассказала Малле, как обмануть этого плута. Поэтому Малле быстренько сняла сапоги, обула пятками вперёд, и тропинка домой сразу же нашлась.

 

 

Немного магии

 У сето, как и других финно-угров, развита культура почитания предков. Это прослеживается в церковных обрядах, жертвоприношениях (первую горсть собранных в лесу ягод они до сих пор кладут на камень) и в орнаментальных мотивах.

В небольшом музее сето в Сигово собрана богатая коллекция украшенного орнаментами текстиля. В сетоских орнаментах преобладают геометрические, растительные и орнитоморфные мотивы.

Например, если изображённые птицы смотрят друг на друга, то это оберег на любовь и семейное счастье, а если в одну сторону, то это вышито в память о предках.

Сотканные сетоскими рукодельницами знаки были не только украшением, но и   помогали им в повседневной жизни: сето верили, что благодаря символам моделируются их благополучие  и достаток.

 Национальный костюм сето помимо утилитарной выполнял ряд других задач. Это и информационно-эстетическая функция, когда по костюму можно было определить регион проживания человека, его национальную принадлежность, социальный статус. Эстетические функции народного костюма проявляются в богатстве художественно- образных решений. В музее сето в Сигово мы узнали, что нельзя было встретить два одинаковых костюма – узоры никогда не повторялись. Также костюм демонстрировал окружающим умения мастерицы, рассказывал о ней, как о хорошей хозяйке. 

Наконец, ещё одна важная функция национальной одежды – это магическая защита. Сето боялись колдовства, злого духа и поэтому у них в культуре много всяких оберегов: одежда обязательно должна быть с высоким воротом, косы-«роги» на голове у женщины и её многочисленные серебряные «чапочки» – это же не только для красоты, но и для того, чтобы защитить от злых чар, от сглаза.

 

Красивое

 За чаем с сетоскими пирогами мы узнали от Малле Николаевны, что у сето нет ругательных слов, кроме одного. Но Малле отказалась нам его говорить за столом.

А ещё она рассказала нам, что её отец заканчивал каждое предложение словом «илОсь», что означает «красиво», а не то, что вы подумали.

Так что у народа сето из бранного, а точнее из браного – только браное ткачество, которое не имеет ничего общего с ругательствами.

Речь идет об уникальных сетоских полотенцах, которые не встретишь ни в одном музее. «Боговы полотенца» сето не похожи ни на русские святые иконные полотенца, ни на полотенца других прибалтийско-финских народов.

Они тоже богато украшены орнаментом и разноцветным вязаным кружевом.

Чтобы их увидеть, надо посетить единственный в России государственный музей сето в деревне Сигово. А ещё там ежегодно 28 августа проходит фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи», где можно не только познакомиться с визуальным сетоским искусством, но и услышать песни «леело» –  объект нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

 Илось.

 Анастасия Белолипецких

29.10.2022