Кошка на прялке и этноматрешка

Кошка на прялке и этноматрешка

Если вы хотите прикоснуться к истокам русской  народной  культуры , к прекрасному – сходите в Центральную  библиотеку  им. Н. М. Ядринцева  на выставку барнаульской художницы Ольги Воробьевой. Она называется «Русские узоры».

Икона и лубок

 Золотые окна с цветами, сказочные птицы, летящие галопом причудливые кони, кошки на прялках  – художник применяет   в своих работах разные  традиционные  техники росписи, которые использовали в прошлые века мастеровые люди в деревнях Русского Севера.   В основном  пермогорскую, мезенскую, тоемскую, борецкую. В ее исполнении  работы  воздушны, праздничны, изящны.

Пермогорская роспись —  русский промысел, особая техника росписи по дереву, которая появилась в XVIII веке. Термин произошел от названия пристани Пермогорье в Архангельской губернии. Промысел появился под влиянием старинных лубочных картинок, иконописи и книжных иллюстраций из средневековых рукописей. Оттуда мастера заимствовали композицию: основной рисунок помещали в центре, а вокруг него изображали цветы и геометрические орнаменты.

Воздушные лошадки

Чаще всего мастера пермогорской росписи украшали прялки. На них изображали традиционные языческие символы: дерево жизни, райскую птицу Сирин и кошку — символ домашнего уюта.

Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни. Их рисовали красными, зелеными и желтыми красками и обводили черным контуром. Самыми популярными сюжетами были катание на санях, свадьба, тройка, охота.

Кроме прялок, расписывали люльки, посуду, ларцы, сундуки, туески .

А вот новость, которая явно не понравится феминисткам -  секреты  другой техники росписи – Мезенской - первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.

У Ольги в этой технике лошадки  очень красивы и фантастичны, буквально парят в воздухе, а грива разлетается по сторонам.

Еще  мне очень понравилась у Ольги техника борецкой  росписи. В ней преобладали  узоры  красного цвета, сусальное золото.

Вообще художница может талантливо обыграть любую тему и выполнить всякую работу.

Взять хотя бы роскошные сундуки, расписанные Ольгой. Один из них – с видами Барнаула.  Гости выставки и музея редкой книги любят на Ольгиных сундуках  посидеть и сделать селфи.

Пьеро и Маленький Мук

А еще у нее есть оригинальная коллекция матрешек. Эта, казалось бы, исконно русская  кукла имеет очень интересную историю. В  те времена игрушку, очень похожую на матрешку, привезли в Россию с острова Хонсю наши купцы. Речь идет о фигурке японского мудреца Фукурумы, которая точно так же, как наша матрешка, раскладывалась на более мелкие детали. В итоге русские художники взяли на вооружение этот раскладывающийся принцип игрушки и создали свой персонаж, символизирующий женское начало (матрешка происходит от латинского mater – мать). А чуть позже, в начале XX века, матрешку признали русским сувениром. Так что в принципе эта игрушка бытует на территории нашей страны всего-то около 100 лет.

А матрешки Ольги Воробьёвой  – носители информации о бытовавших в разных губерниях костюмах. К тому же эти куклы, как, впрочем, и различные шкатулки, панно, ложки и свистульки демонстрируют всю широту видов росписи, которыми владеет художница.

Увлекается художница и изготовлением кукол из пластика. В ее коллекции  - Пьеро, Пеппи Длинныйчулок, и Маленький Мук, и мим Батист – персонаж из фильма «Дети райка». Отдельная история – маски, созданные Ольгой Воробьёвой под влиянием итальянского народного театра, иначе комедии дель арте. В рамках выставки можно увидеть созданные художницей витражи, декоратвные тарелки, карнавальные маски.

- Представленные в витринах небольшие кубики – это макет декораций к спектаклю, – пояснила Ольга. – На самом деле размер этих кубиков таков, что на них во время спектакля то и дело присаживались артисты.

Еще она создает талантливые копии известных работ. Есть в витринах и копия жития Сергия Радонежского, а также копия изображения Святого Георгия Победоносца, размещенного в баварском замке Нойшванштайн. Рука Ольги способна порождать настолько тонкие и изящные линии, и специалисты даже посоветовали ей всерьез заняться реставрацией икон. В итоге на счету у художницы несколько восстановленных ликов.

Дина  Орлова

29.10.2022