"Узорье", четки и калфак от прадеда
Дню народного единства Дом народов Алтайского края посвятил немало интересных мероприятий.
Из поколения в поколение
Выставка-презентация «Татар мирасы» рассказывает о татарском наследии, о своеобразии культуры татарского народа, его богатых традициях, культуре и литературе. Она подготовлена Алтайской краевой общественной организацией «Центр татарской культуры “Дулкын”» (Волна) совместно с КАУ «Дом народов Алтайского края» при поддержке Правительства Алтайского края.
«Необходимо сохранять традиционную народную культуру и передавать ее своим детям, своим внукам. Так мы никогда не забудем свою историю, где бы мы ни жили, кто бы ми ни были по национальности, - сказала активист организации, член Общественной палаты региона Флора Зинатуллина, - Очень важно помнить свои корни и нести в массы ту историю, которую мы представляем. Мы очень рады, что наша выставка будет действовать в Доме народов Алтая, чтобы ее могли увидеть все люди, которым интересна история, культура татарского народа».
Первую экскурсию по выставке провела руководитель клуба ремесел «Матур» Елена Валиуллина. О представленных на выставке семейных реликвиях рассказал руководитель общества любителей истории «Алтын мирас» АКОО «Дулкын» (Волна) Артем Зинатуллин.
Экспозиция содержит подлинные экспонаты конца XIX – первой половины XX веков. Эти предметы (деревянная люлька, старинный калфак или четки), изготовленные дедами и прадедами, являются подлинными семейными реликвиями и бережно передаются из поколения в поколение. Это – эксклюзивные экспонаты, которые можно увидеть только здесь и сейчас.
В выставочном зале представлены аутентичные старинные изделия, а также их современные аналоги. Исторические предметы на экспозицию привезли из фонда центра «Дулкын», а также предоставили то, что хранится в татарских семьях и передается из поколения в поколение. На выставке можно увидеть украшения, посуду, наряды, предметы быта, книги и многое другое.
«Многие экспонаты кочуют из выставки в выставку, — рассказывает Артём Зинатуллин, представитель Центра татарской культуры. — Например, самый старинный из представленных здесь предметов – женский головной убор калфак конца XIX века. Его в Центр татарской культуры нам передала старейшая жительница села Беленькое Угловского района, кстати, практически единственного татарского мононационального населенного пункта региона. Убор принадлежал ее матери».
Близки к Востоку
Из того же села в фонд Центра поступил еще один ценный экспонат – четки из необычного материала, звенья сделаны из позвонков рыб. Они датируются началом XX века. А рядом с ними расположились другие четки – уже из финиковых косточек. Их сделал прадед Артёма в подарок своей жене, а под них еще деревянную резную шкатулку — он был столяром. Кстати, на выставке есть еще детская люлька, выполненная без единого гвоздя.
«Из-за чёток прадеда у меня как-то произошел интересный культурный диалог, — делится Артём. — Всех почему-то удивляют финиковые косточки, хотя для татар в этом нет ничего особенного. Дело в том, что мы всегда были близки в Востоку в широком смысле. На территории Алтайского края жили в основном торгово-ремесленные группы и им удавалось доставать импортную продукцию напрямую из восточных стран. И придя в гости к татарину, у него на столе всегда можно было увидеть достаточно экзотические кушанья».
Примечательны и ценны рукописи на старотатарском языке, это арабская вязь.
«Татарский язык постоянно подвергался изменениям, — объясняет Артем. — В разные века он поддался влиянию сначала персидской культуры, потом арабской. В 20-е годы прошлого века появился яналиф, новый тюркский алфавит, стали при письме использовать латинские символы. А в 1936 году произошла очередная реформа — перешли уже на кириллицу. Произошла маленькая культурная катастрофа, разные поколения писали по-разному, поэтому некоторые тексты мы не имеем возможности перевести, так как носителей не осталось. Культура письма у татар очень богатая, но до нас, например, практически не дошли рукописи XVI–XVIII веков. Всё потому что нередко книга была собственностью конкретного человека, и он просил захоронить ее вместе с ним».
Народный костюм
На выставке представлены несколько татарских народных костюмов, а также его элементы. Как отмечает Артём, это усредненный вариант одеяния.
«Раньше народный костюм выступал в роли паспорта человека. По нему можно было понять, из какой местности носитель, городской он или деревенский житель, какой имеет классовый и социальный статус, даже есть ли у женщины дети и сколько их — об этом говорило количество рюш на подоле юбки, — рассказывает Артём. — Старинный калфак на представленной выставке на самом деле характерен для городских татар. А как он попал в село? Возможно, кто-то подарил, кто-то переехал, или сами съездили в город и купили его. Вот так по одежде можно проследить связи человека и путь его передвижения. Если взять традиционное украшение — хаситэ — его могли позволить себе только состоятельные люди».
Классическая татарская тюбетейка представляет собой конус с плоским верхом. Но как показывает практика, где бы татары ни жили, они запросто носят местные тюбетейки: казахские, таджикские, узбекские, которые отличаются формой. Это яркий пример того, как идет смешивание культур соседствующих народов — одним что-то нравится у других, они перенимают и подстраивают уже под себя.
Насыщенная экспозиция
Кроме того, в библиотеке Дома народов проходит книжно-иллюстративная выставка «Живая традиция». Она рассказывает о синтезе национальных традиций и современной культуры.
Национальные традиции живут в душе даже самого «отъявленного» космополита, потому что, хотите вы того или нет, они входят в культурный код, составляющий базис каждой личности. В народной культуре, кристаллизуясь столетиями, сохраняется мудрость поколений, учившихся жить благополучно и счастливо, а это значит – в мире с природой, людьми и самим собой. Этот опыт предки закрепляли в пословицах и поговорках, в символике традиционного орнамента.
Почти все представленные на выставке книги изданы на Алтае, содержат исследования, основанные на местном материале, и представляют актуальность для всех жителей нашего многонационального региона.
А на днях сотрудники Дома народов пригласили на праздник студентов «Алтайской академии гостеприимства» и педагогического колледжа. В актовом зале прошла презентация деятельности Дома народов, в которой приняли участие фольклорный ансамбль «Узорье» Алтайского государственного института культуры и вокальный ансамбль «Sonnenschein» Дома народов.
Финальную точку в мероприятии поставили участники фольклорной студии Дома народов Алтайского края, они провели со зрителями игры «Как у дяди Трифона», «Во саду ли в огороде» и «Ехала телега».
А 30 октября Дом народов проводит V краевой конкурс исполнителей на народных инструментах «Алтай. Музыка. Традиции», также посвященный Дню народного единства.
Анна Воробьева
28.10.2022