"Узорье", четки и калфак от прадеда

 "Узорье", четки  и калфак от прадеда

 Дню народного единства Дом народов Алтайского края посвятил  немало интересных мероприятий.

Из поколения в поколение

Выставка-презентация «Татар мирасы» рассказывает о татарском наследии, о  своеобразии культуры татарского народа, его богатых традициях,  культуре и литературе. Она  подготовлена Алтайской краевой общественной организацией «Центр татарской культуры “Дулкын”» (Волна) совместно с КАУ «Дом народов Алтайского края» при поддержке Правительства Алтайского края.

«Необходимо сохранять традиционную народную культуру и передавать ее своим детям, своим внукам. Так мы никогда не забудем свою историю, где бы мы ни жили, кто бы ми ни были по национальности, - сказала активист организации, член Общественной палаты региона Флора Зинатуллина, - Очень важно помнить свои корни и нести в массы ту историю, которую мы представляем. Мы очень рады, что наша выставка будет действовать в Доме народов Алтая, чтобы ее могли увидеть все люди, которым интересна история, культура татарского народа».

Первую экскурсию по выставке провела руководитель клуба ремесел «Матур» Елена Валиуллина. О представленных на выставке семейных реликвиях рассказал  руководитель общества любителей истории «Алтын мирас»  АКОО «Дулкын» (Волна) Артем Зинатуллин.

Экспозиция содержит подлинные экспонаты конца XIX – первой половины XX веков. Эти предметы (деревянная люлька, старинный калфак или четки), изготовленные дедами и прадедами, являются подлинными семейными реликвиями и бережно передаются из поколения в поколение. Это – эксклюзивные экспонаты, которые можно увидеть только здесь и сейчас.

В выставочном зале представлены аутентичные старинные изделия, а также их современные аналоги. Исторические предметы на экспозицию привезли из фонда центра «Дулкын», а также предоставили то, что хранится в татарских семьях и передается из поколения в поколение. На выставке можно увидеть украшения, посуду, наряды, предметы быта, книги и многое другое.

«Многие экспонаты кочуют из выставки в выставку, — рассказывает Артём Зинатуллин, представитель Центра татарской культуры. — Например, самый старинный из представленных здесь предметов – женский головной убор калфак конца XIX века. Его в Центр татарской культуры нам передала старейшая жительница села Беленькое Угловского района, кстати, практически единственного татарского мононационального населенного пункта региона. Убор принадлежал ее матери».

Близки к Востоку

Из того же села в фонд Центра поступил еще один ценный экспонат – четки из необычного материала, звенья сделаны из позвонков рыб. Они датируются началом XX века. А рядом с ними расположились другие четки – уже из финиковых косточек. Их сделал прадед Артёма в подарок своей жене, а под них еще деревянную резную шкатулку — он был столяром. Кстати, на выставке есть еще детская люлька, выполненная без единого гвоздя.

 «Из-за чёток прадеда у меня как-то произошел интересный культурный диалог, — делится Артём. — Всех почему-то удивляют финиковые косточки, хотя для татар в этом нет ничего особенного. Дело в том, что мы всегда были близки в Востоку в широком смысле. На территории Алтайского края жили в основном торгово-ремесленные группы и им удавалось доставать импортную продукцию напрямую из восточных стран. И придя в гости к татарину, у него на столе всегда можно было увидеть достаточно экзотические кушанья».

Примечательны и ценны рукописи на старотатарском языке, это арабская вязь.

«Татарский язык постоянно подвергался изменениям, — объясняет Артем. — В разные века он поддался влиянию сначала персидской культуры, потом арабской. В 20-е годы прошлого века появился яналиф, новый тюркский алфавит, стали при письме использовать латинские символы. А в 1936 году произошла очередная реформа — перешли уже на кириллицу. Произошла маленькая культурная катастрофа, разные поколения писали по-разному, поэтому некоторые тексты мы не имеем возможности перевести, так как носителей не осталось. Культура письма у татар очень богатая, но до нас, например, практически не дошли рукописи XVI–XVIII веков. Всё потому что нередко книга была собственностью конкретного человека, и он просил захоронить ее вместе с ним».

Народный костюм

На выставке представлены несколько татарских народных костюмов, а также его элементы. Как отмечает Артём, это усредненный вариант одеяния.

«Раньше народный костюм выступал в роли паспорта человека. По нему можно было понять, из какой местности носитель, городской он или деревенский житель, какой имеет классовый и социальный статус, даже есть ли у женщины дети и сколько их — об этом говорило количество рюш на подоле юбки, — рассказывает Артём. — Старинный калфак на представленной выставке на самом деле характерен для городских татар. А как он попал в село? Возможно, кто-то подарил, кто-то переехал, или сами съездили в город и купили его. Вот так по одежде можно проследить связи человека и путь его передвижения. Если взять традиционное украшение — хаситэ — его могли позволить себе только состоятельные люди».

Классическая татарская тюбетейка представляет собой конус с плоским верхом. Но как показывает практика, где бы татары ни жили, они запросто носят местные тюбетейки: казахские, таджикские, узбекские, которые отличаются формой. Это яркий пример того, как идет смешивание культур соседствующих народов — одним что-то нравится у других, они перенимают и подстраивают уже под себя.

Насыщенная экспозиция

Кроме того, в библиотеке Дома народов проходит книжно-иллюстративная выставка «Живая традиция». Она рассказывает о  синтезе национальных традиций и современной культуры.

Национальные традиции живут в душе даже самого «отъявленного» космополита, потому что, хотите вы того или нет, они  входят в  культурный  код, составляющий  базис каждой личности. В  народной культуре, кристаллизуясь столетиями, сохраняется мудрость поколений, учившихся жить благополучно и счастливо, а это значит – в мире с природой, людьми и самим собой. Этот опыт предки закрепляли в пословицах и поговорках, в символике традиционного орнамента.

Почти все представленные на выставке книги изданы на Алтае, содержат исследования, основанные на местном материале, и представляют актуальность для всех жителей нашего многонационального региона.

А на днях сотрудники Дома  народов  пригласили на праздник   студентов   «Алтайской  академии гостеприимства» и педагогического колледжа. В актовом зале прошла презентация деятельности Дома народов, в которой приняли участие фольклорный ансамбль «Узорье»  Алтайского государственного института культуры и вокальный ансамбль «Sonnenschein» Дома народов.

Финальную точку в мероприятии поставили участники фольклорной студии Дома народов Алтайского края, они провели со зрителями игры «Как у дяди Трифона», «Во саду ли в огороде» и «Ехала телега».

А 30 октября  Дом народов   проводит V краевой конкурс исполнителей на народных инструментах «Алтай. Музыка. Традиции»,  также посвященный  Дню народного единства.

Анна Воробьева

28.10.2022