Октябрь – месяц поклонения Огню

         Октябрь – месяц поклонения Огню

                Я учусь  в Медицинском колледже им. Т.Хахлыновой,  и среди моих однокурсников очень много уроженцев Дагестана.  За время совместного  обучения я сделала много удивительных для меня открытий о традициях горного народа.  

У дагестанцев есть очень интересные обычаи, связанные с прекрасным полом. Женщине Дагестана под силу остановить любую кровопролитную битву. Любая перепалка вмиг прекращается, если женщина кинет между противниками платок, снятый с головы. Представляете, насколько чтят в Дагестане женщину-мать?

 В свою очередь, я своих однокурсников посвящаю в обычаи нашего народа и им это необычайно интересно. Живя в нашей республике, каждый день контактируя с представителями калмыцкого народа, конечно же, они хотят лучше понимать традиции калмыков.  Поэтому я пригласила однокурсницу-даргинку  на наш семейный   обряд «Гал тякллгн» (пер. – Подношение огню), который по старинной традиции ойрат-предков рекомендуется проводить в месяц Мыши (совр. Октябрь). Попыталась ей доступно объяснить суть ритуала, а потом решила, почему бы не рассказать моим одноклассникам по ШМЖ об этом  замечательном старинном ойрат-калмыцком  таинстве.   

   Обряд жертвоприношения огню — очень древний, истоки его в культе огня монголоязычных народов.   В преддверии зимы наши предки делали  подношения духам предков и божествам местности, приносили жертву огню, чтобы задобрить огонь и солнце, смягчить холод и сделать зиму теплой.

Как и в других календарных праздниках, в Гал тяклгн выделяются два уровня обрядов: семейно-родовой (древние обряды) и общественный, церковный (буддийские), - говорится в монографии Э.П. Бакаевой «Буддизм в Калмыкии».

В старину обряд жертвоприношения предваряли особые приготовления: разделка туши тарана согласно особым правилам, разжигание костра в центре кибитки, отгороженном глиняным барьером. С трех сторон от очага за барьером устанавливали ветки с укрепленными на них клочьями шерсти.

 

Первая часть обряда состояла в принесении в жертву бурханам нижней части головы и крестца барана. Сначала читали молитву, зажигали лампады. Затем в костер приносили жертву огню: в последовательности, имитирующей сожжение животного, сжигали определенные части туши. Кроме костей и мяса, в жертву приносили жир, молочные продукты. Возжигали благовония.

Вторая часть обрядовых действий заключалась в том, что мальчик-подросток обходил по часовой стрелке костер до закрытых дверей, держа в руках суму с жертвуемыми частями туши. У дверей, прислонив суму с ее содержимым к отверстию в двери, он начинал восклицать: «Хурэй!», "Воскресни, одушевись!" — по мнению исследователей, означает призывание души, водворение ее в сердце   животного. Его поддерживали все сидящие в кибитке. После этого он проходил в северную часть кибитки к сидящим мальчикам пяти-семи лет и давал им попробовать из сумы вареного сердца, что согласно шаманским представлениям должно было вселить отвагу в сердце едока. Эти действия повторялись трижды.

В обряде Гал тяклгн участвовали и гелюнги. Их роль заключалась в том, что после окончания церемонии сожжения, проследив за соблюдением жертвоприношений "дееджи" каждым участником обряда, священнослужители читали молитвы поминания предков и благословления живых.

После окончания обряда предметы сгребали в огонь и не притрагивались к ним до утра; золу погасшего костра в течение трех дней запрещалось выносить за порог, остатки сгоревшей лодыжки и сальника хранились для лечения ими болезней.

 В современное время обряд несколько видоизменился. Он проводится на открытом пространстве, и если в совершении огненного ритуала участвуют представители буддийского духовенства, строго-настрого запрещается жертвоприношение, потому что основной принцип буддизма – ненасилие. Вместо жертвоприношения делаются подношения зерном, молочными продуктами, сладостями. Но сохранилось его   предназначение - поклонение Огню и Солнцу, сохранение силы рода и его процветание.

Сохраняя традиции, мы сохраняем свою этническую идентичность, свои корни, что помогает не затеряться в этом огромном мире с его неустойчивой системой духовных ценностей.

  Диана Басангова

28.10.2022