Октябрь – месяц поклонения Огню
Я учусь в Медицинском колледже им. Т.Хахлыновой, и среди моих однокурсников очень много уроженцев Дагестана. За время совместного обучения я сделала много удивительных для меня открытий о традициях горного народа.
У дагестанцев есть очень интересные обычаи, связанные с прекрасным полом. Женщине Дагестана под силу остановить любую кровопролитную битву. Любая перепалка вмиг прекращается, если женщина кинет между противниками платок, снятый с головы. Представляете, насколько чтят в Дагестане женщину-мать?
В свою очередь, я своих однокурсников посвящаю в обычаи нашего народа и им это необычайно интересно. Живя в нашей республике, каждый день контактируя с представителями калмыцкого народа, конечно же, они хотят лучше понимать традиции калмыков. Поэтому я пригласила однокурсницу-даргинку на наш семейный обряд «Гал тякллгн» (пер. – Подношение огню), который по старинной традиции ойрат-предков рекомендуется проводить в месяц Мыши (совр. Октябрь). Попыталась ей доступно объяснить суть ритуала, а потом решила, почему бы не рассказать моим одноклассникам по ШМЖ об этом замечательном старинном ойрат-калмыцком таинстве.
Обряд жертвоприношения огню — очень древний, истоки его в культе огня монголоязычных народов. В преддверии зимы наши предки делали подношения духам предков и божествам местности, приносили жертву огню, чтобы задобрить огонь и солнце, смягчить холод и сделать зиму теплой.
Как и в других календарных праздниках, в Гал тяклгн выделяются два уровня обрядов: семейно-родовой (древние обряды) и общественный, церковный (буддийские), - говорится в монографии Э.П. Бакаевой «Буддизм в Калмыкии».
В старину обряд жертвоприношения предваряли особые приготовления: разделка туши тарана согласно особым правилам, разжигание костра в центре кибитки, отгороженном глиняным барьером. С трех сторон от очага за барьером устанавливали ветки с укрепленными на них клочьями шерсти.
Первая часть обряда состояла в принесении в жертву бурханам нижней части головы и крестца барана. Сначала читали молитву, зажигали лампады. Затем в костер приносили жертву огню: в последовательности, имитирующей сожжение животного, сжигали определенные части туши. Кроме костей и мяса, в жертву приносили жир, молочные продукты. Возжигали благовония.
Вторая часть обрядовых действий заключалась в том, что мальчик-подросток обходил по часовой стрелке костер до закрытых дверей, держа в руках суму с жертвуемыми частями туши. У дверей, прислонив суму с ее содержимым к отверстию в двери, он начинал восклицать: «Хурэй!», "Воскресни, одушевись!" — по мнению исследователей, означает призывание души, водворение ее в сердце животного. Его поддерживали все сидящие в кибитке. После этого он проходил в северную часть кибитки к сидящим мальчикам пяти-семи лет и давал им попробовать из сумы вареного сердца, что согласно шаманским представлениям должно было вселить отвагу в сердце едока. Эти действия повторялись трижды.
В обряде Гал тяклгн участвовали и гелюнги. Их роль заключалась в том, что после окончания церемонии сожжения, проследив за соблюдением жертвоприношений "дееджи" каждым участником обряда, священнослужители читали молитвы поминания предков и благословления живых.
После окончания обряда предметы сгребали в огонь и не притрагивались к ним до утра; золу погасшего костра в течение трех дней запрещалось выносить за порог, остатки сгоревшей лодыжки и сальника хранились для лечения ими болезней.
В современное время обряд несколько видоизменился. Он проводится на открытом пространстве, и если в совершении огненного ритуала участвуют представители буддийского духовенства, строго-настрого запрещается жертвоприношение, потому что основной принцип буддизма – ненасилие. Вместо жертвоприношения делаются подношения зерном, молочными продуктами, сладостями. Но сохранилось его предназначение - поклонение Огню и Солнцу, сохранение силы рода и его процветание.
Сохраняя традиции, мы сохраняем свою этническую идентичность, свои корни, что помогает не затеряться в этом огромном мире с его неустойчивой системой духовных ценностей.
Диана Басангова
28.10.2022