Так вот он какой – региональный бренд Воронежа!

          Так вот он какой – региональный бренд Воронежа!

22 октября в мастерской «Арт-наследие» можно было познакомиться с традициями росписи воронежской матрёшки. После четырехчасового мастер-класса участники уже держали в руках свою деревянную куколку.

 Меньше месяца назад Анастасия Бедарева исполнила свою давнюю мечту - открыла мастерскую художественной росписи по дереву. С 2018 года она работает преподавателем в детской школе искусств, но декоративно-прикладным творчеством увлекается с самого детства.

 - Это моя отдушина. Я всегда хотела заниматься росписью настолько, насколько это возможно. Всё свободное время сейчас посвящаю этому, - рассказала Анастасия.

Желающих попробовать себя в роли народного мастера оказалось немало. Научиться расписывать воронежскую матрёшку пришли взрослые и дети. Большинство из них узнали о мастер-классе из объявления в интернете.

 - Я видела вашу работу еще на «Библионочи», тогда же взяла визитку и очень захотела попасть к вам на обучение. А тут совершенно случайно в рекомендациях у друзей мне попалось ваше сообщество, и я сразу же записалась, - рассказала одна из участниц мастер-класса Светлана Кочергина.

 - А меня она привела, - с улыбкой добавила Вероника Чикунова. 

Никто из присутствующих росписью по дереву никогда не занимался, так что урок начался с небольшой лекции.  

 - Я уже говорила о том, что если обращаться к истокам, то такого промысла как роспись, в Воронеже просто не существовало. Сохранилось гончарство (глиняные игрушки - карачунская и воронежская заманка), есть пуховязание, ткачество, вышивка. Росписи по дереву не было, как следствие, нет мастеров и учиться этому не у кого, - рассказала Анастасия.

 

Изготовление воронежской матрёшки больше относится к авторской росписи. Её создала народный мастер Елена Матвеева. На тот момент ей было 19 лет.

Изначально она изучала только народные костюмы, училась у знатока народных промыслов и художественных ремесел Петра Пономарева. Однажды Елене Геннадьевне в руки попало бракованное деревянное яйцо (она тогда работала на фабрике, где изготавливали ёлочные игрушки). «Оно долго стояло и мозолило мне глаза, а потом рука сама потянулась и начала вырисовывать личико и элементы костюмов, которые я изучала», -  не раз рассказывала мастер.  

   - Сейчас мы с вами носим джинсы, футболки, юбки. Раньше носили комплексы одежды. Например, панёвный комплекс состоял из панёвы (сшитая из нескольких полотен юбка), рубашки, кушака, передника и платка. На юге редким был сарафанный комплекс (у нас – в селе Пчелиновка) – один единственный на всю губернию, он как раз и представлен у меня на манекене. Его важная деталь – барановский платок (раньше такие создавали на фабрике воронежского купца Баранова), - начала объяснять Анастасия.

На матрёшке многочисленные узоры барановского платка перерабатываются в кистевую роспись. Такая техника присутствует только на этом элементе костюма, всё остальное – графика. При росписи куколки всё зависит от размера заготовки. Основные линии всегда намечаются одинаково, а дальше вы рисуете интуитивно.

 - Мы с вами выберем небольшие заготовки и будем расписывать самую простую матрёшку в сарафане села Клёповка. Это девичий костюм, в нем ходили девочки подросткового возраста и те, кого в скором времени выдавали замуж. Заготовки нам тоже нужны необычные. В идеале яйцо должно быть немного скошенное, чтобы могло стоять и имитировать фигуру человека. Для удобства мы будем использовать штыречки, чтобы не вымазать руки и не смазать рисунок, - начала мастер-класс Анастасия Владимировна.

Первый этап – грунтовка и шлифовка. Проводятся они для того, чтобы приподнять ворс дерева, а потом хорошенько его отшлифовать. Тогда заготовка будет гладкая, и кисть легко на неё ляжет. Несомненно, расписывать на плоской или объемной поверхностях - это совершенно разное дело. Поэтому главное - найти удобное для себя положение рук и тела.

 - Краски мы будем использовать темперные, по консистенции похожие на жидкую сметану. И хоть они и разводятся водой, после застывания не смываются. Это их огромный плюс, - продолжила Анастасия Бедарева.

 В схеме росписи матрёшки есть три осевые линии. Две вертикальные и одна горизонтальная. Чтобы правильно отметить горизонтальную линию, нужно посмотреть на заготовку сбоку и поставить точку на самом выпуклом месте. Затем расположить штырёк между мизинцем и безымянным пальцем, закрепить карандаш и прокрутить заготовку. Кажется сложным, но на самом деле довольно быстро понимаешь, что делать. И вот, одним движением руки вырисовывается горизонтальная ось.  

- Дальше, как я уже говорила, мы работаем интуитивно. Смотрим по пропорции, насколько больше должно быть личико, ручки. После того, как мы полностью нарисовали схему, можно переходить к краскам. Платок и рукава – красные, сарафан – чёрный, кушак – зеленый, - объясняла Анастасия.

 Четыре часа в практически полной тишине. Когда расписываешь матрёшку, страшно дышать, не то что разговаривать. Настолько сосредотачиваешься на линиях, узорах и деталях, что не замечаешь ничего вокруг. Даже когда просят передать стоящую рядом с тобой краску. Особое внимание нужно уделить платку. Узор выполняется по-особому. Зеленые лепесточки с желтой обводкой снаружи и чёрной внутри. Голубые цветы с белым контуром. Всё это – традиции, которые нельзя нарушать. Личико – самый волнительный этап работы. После него матрёшка становится будто живой и уже точно уникальной. Второй такой нет и не будет.  

 

 В самом конце нужно обвести донышко куколки красным цветом. Также рекомендуется написать на нём название костюма, год изготовления и указать автора.

 По лицам участников мастер-класса было видно, что они остались довольны своей работой. Особенно приятно было видеть детей, которых интересует сохранение народных традиций. А это значит, что пока есть кому учить и кому учиться, народные промыслы будут жить!

 

 https://youtu.be/MAsjlo3strw

 

Виктория БЕСХМЕЛЬНИЦИНА

Фото и видео автора

27.10.2022