Работы воронежских мастеров продолжат красоваться в музее ВГУ

Работы воронежских мастеров продолжат красоваться в музее ВГУ

21 сентября в ректорской галерее и Музее истории Воронежского госуниверситета открылась выставка народного творчества «Вера, Надежда, Любовь». На ней представлены работы местных хэнд-мэйд (ручная работа – прим. автора) мастеров: картины, авторские куклы, народные костюмы Воронежской губернии, женские платки из шёлка и много других экспонатов. Выставка должна была проработать до 22 октября. Но она оказалась такой интересной и популярной, что ее решили продлить.

«На глазах слезы наворачиваются»

На открытие пригласили молодежный эстрадный хор «FERMATA», который пел а капелла. Юные девчонки и мальчишки, увлеченные своим творчеством, по голосам раскладывали песни без музыкального сопровождения.

- Когда мы их слушали, текли слезы. Я не знаю, почему, это невозможно описать. Тебя просто пробирает до мурашек. Они уже закончили петь, но люди все еще какое-то время были в ступоре. Мы не знали, что делать, что говорить. Нас как будто заворожили, - делится впечатлениями главный хранитель фондов и научных достижений Музея истории ВГУ Анжелика Макарова.

Расскажем по секрету, что даже ректор воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий прослезился. Он подскочил к ребятам и начал их обнимать, выражать слова благодарности. Для него такие выставки – отдушина. Он не пропускает ни одной, расспрашивает о мастерах, досконально осматривает каждый экспонат. Вечером же, перед уходом с работы, иногда заходит в музей и снова любуется работами. Только теперь один, в тишине, чтоб никто не отвлекал. А если ему что-то не нравится, то молчать он не будет – обязательно выскажет свое мнение.

На открытие также пришли организатор выставки, владелица галереи «Воронеж живописный» Марина Силютина и авторы работ. Они представили свои произведения - батик, шерстяную живопись и много другое. А мастерица Наталья Околелых даже продемонстрировала, как надевать многослойные костюмы русских барынь.

Выставки декоративно-прикладного творчества проводятся в музее не впервые. В 2004 году проходил проект, где выставляли работы мастерицы со всей Воронежской области. Там были представлены и иконы с использованием бисерного и золотного шитья, и лозоплетение, и керамика, и войлочные валяные вещи. Кроме того, свои экспонаты в музей приносили даже студенты кафедры гуманитарных наук и искусств филологического факультета.

Однако одной из самых дорогих является коллекция кукол и сувениров Дмитрия Ендовицкого и его жены. Они совершили два кругосветных путешествия и там, в разных странах, покупали куклы, которых не найти в России. Малая часть коллекции сейчас стоит в холле на втором этаже.

Дело жизни

Вы можете описать хоть одного человека, которого встретили в магазине или на улице? Нет, конечно. Вы даже не обратите на него внимания, не вспомните, во что он был одет, или цвет его волос. Что уж говорить о его изображении на холсте. А вот Виктор Донской выбирает героев для своих картин именно так. Ходит по городу, ездит в автобусах, посещает выставки и всматривается в лица. Он запоминает внешность прохожих, возвращается домой и начинает писать. Кто-то цепляет его своим взглядом, кто-то удивляет «гусиной шеей», а кто-то завораживает голосом. И все это находит отражение в его творчестве.

- Виктор Андреевич сам человек сложный, ему 77 лет, ворчливый, как дед Щукарь. И тут он демонстрирует такие картины. Дышащие жизнью, радостью, любовью, красотой. Я не ожидала, что человек с таким характером может быть настолько светлым и позитивным внутри. Женщин, изображенных на его картинах, я последний раз видела в «Тихом Доне», который смотрела еще в детстве. Они даже сено собирают с песней. И у женщин, и у мужчин лица такие жизнерадостные, естественные. Понимаешь, что герои находятся в своей среде обитания и как будто с картины говорят: «Все у меня хорошо, я люблю, меня любят», - восхищается Анжелика Макарова.

Еще одно сокровище выставки – традиционная одежда юга России. Представлены четыре костюма разных уголков Воронежской области - Клеповки, Россоши, Татарино и Галиёвки. Кроме того, есть еще мужской наряд Орловской губернии. И один женский – Тамбовской области. Все они аутентичны и отличаются друг от друга.

Костюму села Клеповка свойственна понева из черной домотканой шерсти в красную клетку, низ которой украшен узкой полоской красной тесьмы, туникообразный передник, на котором нашиты шелковые атласные ленты и крученая бахрома с мелким бисером.

Костюм села Россошь узнаваем сразу – белая рубаха, вышитая мелким красно-черным крестом, красная шерстяная понева в черную с белым клетку, черный фартук с каймой из лент и золотой бахромы, пояс-покромка, бусы и красный головной убор с тремя перышками селезня.

Основа костюма села Татарино – белая рубаха с поликами из красного ситца, украшенная черноузорной вышивкой с геометрическим орнаментом, понева или юбка, завеска, вышитая внизу в технике «роспись» и «косой крест», жилетка.

Костюм хутора Галиёвка состоит из коричневой юбки прямого кроя из шерстяной ткани, приталенной корсетки, украшенной складчатой баской, вышитой крестом рубахи, шерстяного платка и коралловых, стеклянных бус.

Костюмы на выставку предоставила мастер Наталья Околелых. Такие наряды и правда были в Воронежской губернии 150-200 лет назад. Схемы и фактуру для создания своих шедевров Наталья собирает по-разному. Иногда изучает собранные коллекции в краеведческом музее и музее народной культуры и этнографии на филфаке ВГУ, а иногда ездит в другие города и посещает конференции. Однако в современном мире шить костюмы гораздо проще. Задаешь машинке программу с нужным узором, и она сама вышивает его на ткани.

Невозможно расстаться

Как рассказывают Анжелика Макарова и ее коллега - заведующая музеем истории ВГУ Александра Степынина, музей никогда не просил денег на выкуп экспонатов. Но в этот раз они просто не смогли удержаться, увидев работы Сергея Брилкина.

Сергей Брилкин – художник, однако в его коллекции не только традиционные картины, но и отреставрированные старинные иконы. Как-то раз он нашел икону XVIII века, написанную на деревянной основе. Из-за того, что ее неправильно хранили, дерево деформировалось, а изображение почти полностью стерлось. Но Сергей отыскал в архиве листочек с похожим изображением и воссоздал священное произведение. А потом освятил его в церкви. Теперь таких икон у него целая коллекция, и на этом он не собирается останавливаться.

- Сергей Валерьевич скромный, не любит много разговаривать. На открытии выставки не разглагольствовал, но его работы говорят сами за себя. Это уникальный, талантливейший человек. Изучает факты, рисунки, исторические события и потом пишет картины. У нас в холле висят три его картины, которые непосредственно связаны с историей Воронежа - «Гото Предистинация», «Губернский город Воронеж. Панорама. 18 век» и «План крепости г. Воронежа». Именно их мы и собираемся покупать. Дмитрий Александрович уже одобрил, - рассказали Анжелика и Александра.

Оказывается, пополнятся не только музейная, но и личные коллекции хранительниц искусства в ВГУ. Анжелика Макарова уже присмотрела себе флягу и картины из вымоченного дерева. Дерево для таких работ вымачивается два месяца. Саму же картину не  пишут, а вырезают, пока материал мокрый специальным предметом, похожим на скальпель. А вот Александра Степынина хочет стать обладательницей одной из керамических пиал ручной работы и  кокошника. Но, увы, головной убор отправится обратно к своей хозяйке, ведь он не продается. Некоторые экспонаты уже раскуплены или настолько ценны мастерам, что приобрести их нельзя.

«Вера, Надежда, Любовь»

Символом всей выставки стала композиция из трех кукол «Вера, Надежда, Любовь». Она открылась в конце сентября, когда были именины Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. В композиции есть некая аллегория: Вера молится, Надежда руками показывает, что все будет хорошо, а Любовь отпускает птицу из клетки на волю. Я поговорила с автором экспоната Ириной Дербиной и выяснила, как родилась идея создания композиции.

- Ирина, расскажите, что вас подтолкнуло на увлечение созданием кукол?

- Я с детства увлекаюсь разными видами рукоделия: шью, вяжу, валяю, плету… Много лет работала педагогом допобразования, учила детей лепке из соленого теста и папье-маше, пошиву мягкой игрушки и текстильной куклы. Лепить кукол из пластика начала с 2016 года. Сначала приглядывалась к ним на выставках. Уж очень они мне нравились, но стоили авторские работы недешево… В итоге, я решилась слепить куклу сама.

- Как родилась идея создания композиции «Вера, Надежда, Любовь»?

- Вера, Надежда, Любовь родились по моему замыслу как олицетворение этих имен. Они создавались во время Великого поста в период пандемии. Задумала славянские образы девушек, как должна выглядеть каждая их них. Делала их только из натуральных материалов. Надеюсь, удалось передать задумку.

- Сколько примерно уходит времени на создание одной куклы?

- Создание авторской куклы – увлекательное занятие. Затягивает так, что начинаешь посвящать ему каждую свободную минуту. Часто засиживаешься до глубокой ночи. Сложно посчитать, сколько времени тратится на одну куклу. Всегда по-разному. Иногда быстро, на одном дыхании, а бывает, что копаешься с ней долго. На создание Веры, Надежды и Любови ушло примерно полтора месяца, как раз весь Великий пост.

- А почему именно они стали символом выставки?

- Куклы выставлялись в музее им. Крамского, Марина Силютина увидела их и выкупила. Лицом выставки они стали по воле владелицы. Мне это, конечно, очень приятно. Я рада, что кукол видит много неравнодушных к искусству людей.

- Ирина, а какие экспонаты зацепили больше всего вас?

- Мне сложно выделить что-то одно. Я знаю и вижу, какой кропотливый труд стоит за каждым экспонатом, сколько мастерства, времени и души вложено в них. Хочется выразить низкий поклон всем мастерам! Такие работы очень важно и нужно показывать!

«Наши двери для вас всегда открыты»

Когда выставка только открылась, народ сюда так и шел. Особенно много было посетителей, не связанных с ВГУ. Даже во ВКонтакте писали: «А как к вам пройти?». Были и поклонники, последователи мастеров, которые услышали о выставке от них самих. И студенты, в основном химики, биологи, физики. Они тут рядышком учатся – прийти не составит труда. Заходили, смотрели, спрашивали, даже делали селфи, обнимались с манекенами, будто они их реальные друзья и подружки. А потом основная «волна» посетителей прошла. И не было такой толпы.

Но я бы поспорила. Пока мы беседовали с Анжеликой Макаровой и Александрой Степыниной, пришло уже трое человек. И каждый из них просил что-то рассказать об экспонатах.

- Сами же студенты приходили в музей очень часто, ни одной перемены не обходилось без них. Особенно когда мы садились кушать, - смеются Анжелика и Александра, - но они такие увлеченные, с горящими глазами, что невозможно отказать им в экскурсии. Вот мы и говорили, наши двери для вас всегда открыты.

Кстати, у нас хорошая новость. Выставку продлили. Пока на неопределенный срок. Но знаем точно, что до 6 ноября, до дня открытых дверей в ВГУ, она точно пробудет в музее. Так что, пока есть время, дерзайте! Приходите и любуйтесь красотой. Если вы студент, то вам всего-навсего нужен пропуск или студенческий билет, а если вы не учитесь в ВГУ – предоставьте паспорт или права.

Екатерина ЗУЕВА

23.10.2022

Фото автора