Села муха на... невесту

Села муха на... невесту

В Хабаровском крае в одном из центров туризма – нанайском селе Сикачи-Алян – можно увидеть не только уже знакомые многим древние наскальные рисунки – петроглифы, но и изучить традиции орочей, ульчей, нанайцев и других малочисленных коренных народов края. Об одном из таких удивительных обычаев Школе межэтнической журналистики удалось узнать буквально благодаря случаю.

Во время экскурсии в один из залов культурного центра в Сикачи-Алян, где экспонируется одежда нанайских женщин: тапочки, халаты и соломенные шляпы – неожиданно влетела муха и села на один из костюмов.

- Вы знаете, - вдруг сказала гид, женщина из местных жителей, - что раньше очень богатые нанайцы ездили в Китай за невестами? Женщины выстраивались в ряд, их накрывали покрывалом, а жених ходил и выбирал невесту. Но если муха садилась на одну из девушек, то выбор был очевиден.

Жених выбирал именно эту девушку, увозил с собой, а покрывало мог снять только тогда, когда привозил её в свой дом, добавила гид.

Такая традиция практически вполне объяснима: привлекающий мух рыбный запах – свидетельство трудолюбия и умелого и искусного обращения с кожей животных или чешуей рыбы.

Похожая традиция наблюдались в других регионах когда, например, мужчина выбирал  невесту по узору на варежке, которую она смастерила своим руками.  Очевидно, что основным  критериями отбора невесты со стороны мужчины были умение вести хозяйство и быт, трудолюбие, а всё остальное – внешность и характер - смещались на второй план.

Марина Бородина

Иллюстрации предоставлены этнохудожником Викториией Пассар. На них нанайские божества – Подя (бог огня) и Омия Мама (богиня, жена всевышнего).

22.10.2022