В доме душа народа

В доме душа народа

Идешь по улице Советской, а около тебя в ряд выстраиваются дома – гиганты. И столько они уже повидали за свое время. Удивительные объекты культуры. Они вобрали в себя лучшее достояние эпохи, смотрят на нас через небольшие оконца-глаза и рассказывают об истории своей жизни.

Дома – живые

Говорят, дома живые. Может поэтому так интересно изучать деревянное зодчество Республики Коми. В них переплетаются личные истории семей и история народа.

Дом – это собирательный образ региона в целом. На это влияют много факторов, например, климат, ландшафт, основная деятельность народа, исторические события и мода. Я хочу раскрыть эти понятия на примере ижемского деревянного зодчества.

Во второй половине XIX века у коми-ижемцев получили распространение двухэтажные дома-пятистенки: четырехстенный сруб, разделенный пятой капитальной стеной – и крестовики: квадратный в плане сруб, разделенный на четыре части двумя капитальными стенами, пересекающимися под прямым углом, иногда с мезонином. Дом стоял фронтоном к улице, крыльцо было с переднего фасада.

Дома строились из толстых сосновых или лиственничных брёвен. В отличие от других домов в республике, в которых углы сруба рубились «в чашу», с «выпуском», в ижемских домах бревна ровно подгонялись друг к друг, чтобы угол был четко 90 градусов.

На севере Республики Коми климат суровый: зима долгая и холодная. Нос лишний раз нос из дому не высунешь, поэтому дома – гиганты были целым миром, где можно и сено хранить и животных держать. Семьи до 21 века были большими. Детей много, всех надо раскидать по лавкам. А если ты купец с наемными работниками, то большой дом – твоя необходимость. Сама жизнь диктовала правила, по которым надо жить. Смотря на эти дома сейчас, мы удивляемся их размерам и качеством строительства, но в те времена это было нормой.

 

Кому в доме жить хорошо

Двухэтажные дома характерны только для ижемцев и соседних с ними русских – устьцилемцев. Такие дома имеют по два жилых помещения на каждом этаже. Сени строятся сзади жилой части и соединяют ее с хозяйственным двором.  В особую группу можно выделить немногочисленные двухэтажные особняки-крестовики с мезонином зажиточных оленеводов и торговцев: дома Попова, Норицына в с.Ижма. Они отличаются не только планировкой, но и декором.

Дом – это образ. Человек по своей натуре нуждается в точке душевного притяжения, где ему будет спокойно. Даже люди, которые ведут кочевой образ жизни, например, оленеводы, в итоге приходят к жизни на постоянном месте, то есть к дому.

Мы строим дом, исходя из своих соображений о комфорте и уюте. У моей семьи дом деревянный. У него большие окна и высокие потолки, потому что для мамы важно пространство. На кухне стоит белая печь – это символ уюта для папы. А в моей комнате на стенах висят рисунки и фотографии, так я передаю свои ощущения.

 

Гиганты уходят в небо

Позволить себе строить двухэтажные дома могли как богатые купцы и оленеводы, так и трудолюбивые крестьяне. К 21 веку количество таких сооружений свелось к минимуму. Большую роль в этой потере сыграла Октябрьская революция 1917 года, события которой привели к раскулачиванию зажиточных крестьян по всей стране.

В моей семье тоже был такой дом-гигант. Мой прадедушка по отцовской линии – Гавриил Семяшкин – был зажиточным крестьянином, занимался оленеводством. Жил он в красивом двухэтажном доме в селе Сизябск Ижемского района. В период раскулачивания вся семья была выселена из дома в баню. А дом был разобран и перевезен в село Мохча Ижемского района для общежития работникам больницы. Но через несколько десятков лет дом сгорел.

К нашему времени двухэтажные дома можно посчитать по пальцам, в Ижме их сохранилось около десяти, а в других селах и деревнях и того меньше.

Возможно, и наши потомки будут восторгаться архитектурой нашего времени… а пока мы будем беречь старое, строя будущее.

Валентина Чупрова

21.10.2022