"Ойся, ты ойся, ты меня не бойся…"

"Ойся, ты ойся, ты меня не бойся…"

Северная Осетия — одна из самых многонациональных и густонаселённых республик России. На ее территории проживает более 100 народов и у каждого своя культура, традиции и язык. Во Владикавказе работает Национальный музей РСО-Алания и культурные центры других этносов, проживающих на территории Северной Осетии уже не первое столетие.

Одно из интересных мест города – это «Культурный центра Терского казачества», который мы со Школой межэтнической журналистики посетили совсем недавно. Руководитель Центра Владимир Писаренко провёл нам экскурсию и рассказал об обычаях и традициях терских казаков.

Неизвестно, когда и как на Тереке появились первые поселенцы-казаки. Однако официально Терское казачье войско существует с 1577 года, аж со времён правления Ивана Грозного.

Культура терских казаков поистине уникальна и разнообразна. Например, среди них был распространён русский былинный эпос, в котором упоминались Киев, Князь Владимир и даже знаменитые три богатыря. Наверное, самым удивительным и значимым историческим наследием казаков является их песенная культура. Песня — нечто очень важное, глубокое и серьёзное для казаков, ведь она является отражением их сложной жизни, истории народа. Их песня нередко проста, но она является символом единства всего народа. В ней запечатлены быт, история и народная мудрость казаков. Их музыкальный фольклор насыщен картинами защиты южных границ России и освоения Северо-Восточного Кавказа. Именно в народных песнях так хорошо отражён быт казаков, их нравы, традиции, военные походы и внутрисемейные отношения. Очень популярна казачья лезгинка «Ойся, ты ойся», которая вероятнее всего была написана во времена Кавказской войны. Припев песни звучит так:

  «Ойся, ты ойся,

  Ты меня не бойся,

  Я тебя не трону,

  Ты не беспокойся».

 Припев песни, по сути, призыв «ойся» не бояться казаков, ведь сейчас у них хорошее настроение. «Ойся» казаки называли чеченцев и ингушей, которые во время лезгинки издавали гортанные крики «хорса!», за что и получили это прозвище. «Ойся, ты ойся» даже называют хоровым казачьим гимном.

Кавказские народы оказали влияние на культуру терских казаков, что можно увидеть на примере одежды, в которой ходили казаки на рубеже XIX-XX веков. Их костюм практически не отличался от того, что носили горские народы: бешмет, папаха, черкеска, башлык, широкие шаровары, ичеги и чувяки. Казаки украшали себя кинжалом, кавказским поясом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. В своей форменной одежде они использовали чёрный и светло-синие цвета. Женская же одежда состояла в основном из бешмета, одетого на цветную рубаху и сорочки. Сорочкой называли головной убор замужних казачек, который состоял из подкосника, сорочки и стягаша. Поверх всего надевали ширинку, то есть шелковый или  батистовый платок, который обычно был палевого цвета. Девицы носили только стягаш и ширинку.

Очень любопытна символика терских казаков. Например, флаги у них представляли собой синее полотнище с серебряным шитьём. Очень часто встречалось изображение чёрного двуглавого орла на фоне оранжевого медальона. На печатях и некоторых наградах использовалась эмблема в виде летящего орла с булавой в лапах, а прямо над ним герб Терской области. На нарукавной нашивке Терского казачьего войска изображён герб Терской области.

История Терского казачества очень богата и интересна. Если вы когда-нибудь будете во Владикавказе и эта тема вам интересна, то обязательно посетите «Культурный центр Терского казачества».

Валерия Тедеева

20.10.2022