Добро пожаловать в наш шалаш!

Добро пожаловать в наш шалаш!

Каждую осень еврейские общины России и всего мира отмечают праздник Суккот. В память о сорокалетнем скитании по Синайской пустыне иудеи семь дней живут в шалаше, называемом суккой, где они устраивают праздничные гуляния и принимают гостей. Расскажем об этой традиции подробнее.

Суккот – последний из трех еврейских осенних праздников, идущих друг за другом. Если первые два – Рош ха-Шана (День Суда) и Йом-Кипур (День Искупления) – в еврейской традиции воспринимаются как дни трепета и покаяния, то Суккот в Торе называется «временем веселья нашего».

Праздничные гуляния разворачиваются в сукке – временном жилище из веток – где иудеи неделю усердно молятся, едят и даже спят. По традиции, сукку строят под открытым небом. В первую очередь возводят стены, после из веток делают крышу. Покров не должен быть плотным, чтобы сквозь него было видно звездное небо, и проходили капли дождя. Внутренне убранство сукки – гирлянды, мишура, детские рисунки, плакаты с заповедями праздника и портреты великих еврейских мудрецов.

Гости (ушпизин) – главная составляющая праздника. Считается, что семеро «небесных гостей» (Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и царь Давид) посещают сукку в течение недели. Но заслужить их визит можно только приглашая «земных гостей», в первую очередь бедных и студентов иешив. Поскольку Суккот приходится на время сбора урожая, помимо прочих яств, принято угощать своих ушпизин овощами и фруктами этого года.

Еще одна ключевая традиция праздника – «заповедь о четырех растениях» (арбаа миним). В сукке обязательно должны быть этрог (цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы). Каждое из растений символизирует конкретный тип евреев. Вкусный и ароматный этрог – это  евреи, которые учат Тору и совершают добрые дела. Сладкие плоды финиковой пальмы без запаха напоминают евреев, которые учат Тору, но не способны на добрые дела. Хорошо пахнущий, но несъедобный мирт – символ тех евреев, кто совершает добрые дела, не изучая Тору, а безвкусная ива без запаха похожа на тех евреев, кто не учит Тору и не совершает добрых поступков. Соединение этих растений в единую связку – символическое объединение всего еврейского народа.

Во времена Иерусалимского храма в Суккот было принято приносить в жертву 70 быков во имя «всех семидесяти народов мира». В наши дни традиция также обязывает благословлять представителей всех народов земли – вне зависимости от национальности.

 

Анастасия Кровицкая

Фото автора

20.10.2022