Народные песни и танцы – связь, идущая из древности

Народные песни и танцы – связь, идущая из древности

15 октября  в областной библиотеке имени Никитина прошел мастер-класс «Музыка песни и танца». Занятие состоялось в рамках проекта «Пушкинская карта», но его участниками оказались далеко не «молодцы да красны девицы», а пенсионеры. Педагог, заслуженная артистка РФ Любовь Концова  рассказала, как связаны два вида народного творчества – танец и песня, какие у них есть стили и жанры и почему современная молодежь не танцует «Барыню» и «Кадриль».

По лекционному залу Никитинки катится волна шепота:

- Просто посмотрю. Зачем выходить? Смеяться же будут…

- Да успокойся. Тут все такие же. Пойдем спляшем.

- Видела, Любовь Федоровна вон какая пластичная. Я посижу.

Через минуту перед зрителями появляется и сама Любовь Концова, заслуженная артистка РФ, преподаватель Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей. Рассказывает:

- Живое, непосредственное творчество людей уходит корнями в далекое прошлое. Это и обрядовые, и лирические песни, частушки и эпические повествования, хороводные и игровые, а также песни, связанные с трудом и с войнами. Главный признак «народности» произведения – его содержание, в котором отражаются мысли и жизнь людей. Русская народная музыка – голос нашей Родины. Для русского человека песня и танец – издревле были вечными спутниками жизни, с которыми тяжелая работа становилась приятнее, а сердце могло выразить и волнение, и радость. Народ сочинял, когда трудился на полях, дома и на заводах. С музыкой преодолевать тяготы легче.

«Эх, дубинушка, ухнем!», - разливается по залу бас Дмитрия Преснякова, студента четвертого курса музыкального колледжа. Зрители заметно оживились, стараются подпевать:

- Но настала пора, и поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину
И, стряхнув с плеч долой тяжкий гнёт вековой,
На врагов своих поднял дубину.

Строгость в лице, широкий размах рук, ладони, сжимающиеся на припеве, – все это помогает Дмитрию выразить мощный дух народной песни в «революционной» обработке Василия Богданова и Александра Ольхина.  

«Берем мы все это – из народа»

- По народной традиции многие песни – хороводные, игровые, плясовые – сопровождаются движениями, которые помогают раскрыть характер произведения и его ритмический рисунок, - говорит Любовь Концова.

Когда мы слышим задорные песни, действительно, хочется танцевать. Первое, что ассоциируется с русской плясовой, – «Калинка-малинка». Как раз ее-то и затянули зрители вместе с артисткой. Даже дедушка с первого ряда  не смог усидеть – весело начал исполнять «хлопушку».

Дальше речь зашла про обрядовые песни:

- Например, на свадьбах раньше любили танцевать «Барыню», «Матаню» - так кружились да такие дроби выделывали, что асфальт сразу разлетался бы в стороны. Движения подчеркивают ритм – мы можем делать это жестами рук, ног, наклонами головы. А берем мы все это – из народа.

Любовь Концова объяснила, что существуют даже специальные экспедиции, которые изучают песни и движения исполнителей из сел, деревень и районов нашей необъятной Родины. Со временем так родился «сценический народный танец» - «на основе движений народа».

«Вышел – и плывешь лебедушкой»

Кто из нас хоть раз в жизни не водил хоровод? Уверена, каждый хоть немного знает об этом древнем танце. Любовь Федоровна показала основные движения – «хороводный шаг», «переменный» и «припадания». Выглядят эти элементы просто. Кажется, что повторить их не составит труда. На деле же они оказались сложнее:

- Двигаться «хороводным шагом» нужно плавно и устремленно, при этом выдерживать идеальную осанку. Должно быть ощущение, будто вас тянут за ниточку – ровно-ровно. Тогда получится красиво: вышла - и плывешь лебедушкой.

 

На мастер-классе не забыли и об игровых песнях и плясках. Знакомые всем с детства «ручеек» и «каравай» зрителям особенно нравятся. Женщины вдруг стали вспоминать ребяческие забавы, охотно вставать в игру, и вот уже по лекционному залу быстрым «ручьем» проплывает десяток пар рук.  

Особенность «ручейка» - чем больше народа, тем веселее. Пожилые люди игровые песни восприняли по-юношески, с искренней радостью.

«Добры молодцы и красны девицы» не танцуют

На мастер-класс «Музыки песни и танца» пришли всего четыре молодых человека – два парня и две девушки. Почему-то русская молодежь стесняется «народного». Любовь Концова говорит, что народная музыка способна очаровать любого, надо лишь увлечь человека:

- Жаль, что молодежь неактивна. Им надо быть здесь в первую очередь. Культура прививается с детства. Современным людям сейчас ближе стилизованная народная музыка и танцы – фолк. Они выросли на этом. Но мне кажется, надо их приглашать на разные занятия по народному творчеству. Ни в коем случае не делать этого насильно – просто показывать, насколько творческая наша страна. Тогда они будут видеть и знать, что у нас вообще есть. Кроме фолка, рэпа и рока еще много всего интересного. Своим студентам я говорю: «Когда научитесь петь народную песню, тогда будете петь все. Русская музыка – это душа».

Испокон веков Русь славится танцами. В них русский человек проявлял себя. Порой так и хочется, не в обиду русскому языку, по-тургеневски воскликнуть: «О великий, могучий, правдивый и свободный... русский танец».

 Анастасия Асташова

Фото и видео автора

17.10.2022