Что-то родное, будто колыбельная мамы
В Воронежских селах раньше практиковали манеру пения, которую мы сейчас называем аутентичным фольклором. Для исполнения этих песен не нужны музыкальные инструменты. Но несмотря на это мелодия в них ясно была слышна, она создавалась при помощи многоголосья. Известно, что песня родилась раньше, чем азбука и не прерывалась. Её пели во время работы на полях, вечерами во время вязания, во время праздников и горя.
Познакомиться с аутентичным фольклором жителям Воронежа удалось на литературно-музыкальном вечере «Таланты земли Воронежской», который проходил 12 октября в читальном зале Центральной Городской Библиотеки им. А.Платонова. Основными зрителями стали студенты железнодорожного колледжа.
Главным событием вечера было выступление фольклорного ансамбля «Терем». Представляя его, сотрудница библиотеки сказала со сцены: «Воронежская земля – та малая частичка России, её глубинка, где бережно хранится первозданная прелесть народного творчества. В её недрах, как лампадка перед иконой, теплится любимый жанр русского фольклора – народная песня». После сравнения песни с чем-то божественным будет трудно сказать, что фольклор - что-то давнее, забытое. Кажется, будто он среди людей, он постоянно звучит, просто в измененном виде. С него начиналась Русь с ее культурой, традициями, а значит, и все существующее сейчас, в современном мире.
«Терем» выступает без сопровождения музыкальных инструментов. Но это отсутствие не замечаешь, более того, звучит что-то родное и одновременно давно забытое, как будто колыбельная мамы. На сцену артисты выходят в аутентичных воронежских костюмах, такие наряды были только в Воронежской губернии. Более того, они являются ручной работой - от создания нитки до сшивания ткани, чтобы получился костюм.
Каждому моменту – своя песня
Песня была с человеком во всех моментах его жизни. Она сопутствовала ему и горе, и в радости, в трудную минуту, как палочка-выручалочка всегда спасала. Сопровождала она обряды – и радостные, и печальные.
Так, свои песни были для проводов парней в армию. Служба в то время длилась двадцать пять лет. Бывало, уйдет парень, а придет уже мужчина. Во время проводов на пояс молодого человека девушки и женщины вещали по платочку, что означало пожелания хорошей дороги. Отправление служащего – дело не веселое, поэтому сопровождалось слезами и грустными песнями.
Сопровождала песня и такой важный момент в жизни каждого человека, как свадьба. Причем для каждого этапа заключения брака были свои правила и мелодии. Готовились к свадьбе задолго. Так, осенью, когда урожай собран, девушки вечерами встречались, изготавливали приданое. Скрашивала трудности девичьих забот песня, которая помогала добавить веселья во время вязания, вышивания рушников и других необходимых вещей.
Знакомство невесты со сватами – необходимая и тщательно продуманная церемония, которая предполагала собой уговаривание родителей невесты на брак, а также обсуждение приданого и земельного надела. Во время сватовства звучали специальные песни.
Время между сватовством и свадьбой занимало до полугода, перед назначенным днем невесту провожали в супружескую жизнь. Этот обряд состоял, прежде всего, из завязывания невесте её подружкой косы, а после замужества женщина уже будет ходить с двумя косичками. Свадьба для девушки – горе, так как неизвестно, приживётся она в будущей семье или нет, полюбится ли свекрам, а может быть и вовсе будет нелюбимой снохой.
Свадебные гуляния на Руси длились три дня. Молодые сначала венчались в церкви, а потом им связывали руки, что было символом единства судеб девушки и юноши. Во время проведения этих обрядов пели богато и дружно песни, тем самым желая счастья новобрачным.
А вот и еще одна песня – ее исполняли девушки на вечерних посиделках. В ней три раза повторяется строчка «Аллилуйя, Слава Тебе Боже», которая звучит во время всенощного бдения и поёт славу Богу, просит у него помощи и милосердия. В этих строчках, мне показалось, содержится красота и суть жизни русского человека, который смиряется с трудностями, верит в помощь Создателя и надеется на облегчение своей судьбы.
Ну а закончился вечер песней по просьбе зрителей. Студенты попросили артистов «Терема» исполнить «Катюшу». На что те с удовольствие согласились. Пели ее все вместе.
Многоголосие традиции
В этот вечер главной аудитории стали студенты - юноши и девушки 17 лет.
И хотя старинные традиции традиции и обычаи им вряд ли знакомы, ребята аплодировали артистам стоя и покидали библиотеку с улыбкой на лице. Я подошла к одному из зрителей - студенту второго курса железнодорожного колледжа Кириллу Приемченко, - и попросила поделиться впечатлениями.
- Я считаю, что здесь был достаточно шикарный ансамбль, атмосфера, мне здесь очень понравилось, привлекли также сами люди, они добрые, ответственные за свою профессию.
- Вас больше интересует народная культура Воронежской области, традиции или вы просто любите народную песню?
- Скорее люблю народные песни, они мне нравятся своей мелодией, своими текстами.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сохранить традиции воронежской культуры?
- Нужно не забывать свою историю, культуру и, соответственно, помнить об этом всегда. Также необходимо пропагандировать ее, а также поддерживать различные акции, связанные с культурой.
Ну и, конечно, мне очень хотелось поговорить с артистами. Значимость поддержки фольклора и традиций и особенности воронежской традиции мы обсудили с руководителем ансамбля «Терем» Галиной Христовой.
- Галина Павловна, считаете ли вы необходимым возвращение фольклора и традиций Воронежской земли в современность?
- Дело в том, что традиции, которые мы реконструируем и сохраняем в нашем ансамбле, тесно связаны с жизнью, определенным образом жизни, поэтому их восстановить в обычной жизни ну просто нереально. Никто сейчас не будет пахать и сеять вручную, и соответственно, исполнять песни, которые, как правило, сопровождали трудовые процессы. Или, допустим, свадьбы играть как раньше играли на протяжении длительного периода времени. И каждое действие тогда несло определенный смысл, в это верили. Сейчас у нас уже научное сознание, и мы даже если участвуем в свадьбах, то в качестве артистов, а не в качестве главных действующих лиц. Так что вернуть старые традиции в жизнь невозможно, только если какие-то духовные элементы (отношения в семье, к старшим, к обществу). А ритуальные вещи, старинные песни сейчас звучат в концертных условиях и концертной практике. Дай Бог, чтобы больше людей узнало про эти песни и могло исполнить их. Мы скорее сохраняем наш ансамбль, я считаю, это настоящий музей жизни, быта. К традициям нужно относиться очень бережно, охранять их и доводить до широких масс населения.
- Скажите, а отличается чем-то фольклор внутри области, в её сёлах?
- Про это очень долго можно говорить. Я в институте искусств виду предмет «Народно-исполнительские традиции», его проходят на 4 курсе целый год, чтобы понять различия традиций, причем не только Воронежской области. У Воронежского края очень богатая история, люди сюда приезжали из разных мест и привозили с собой свои культурные и бытовые традиции, народный костюм, возможно, обычаи. Таким образом, у нас сформировалось несколько этнокультурных зон. Если совсем кратко, то у нас на западе определенная этнокультурная традиция. В центре Воронежской области она совершенно другая, связанная с XVII веком и Петровскими реформами, кораблестроением. На севере совершенно другая культурная зона, потому что туда заселялись переселенцы из центральных губерний. Есть переселенцы из монастырских владений, а именно из подмосковных монастырей. Есть очень большая территория, которая в XVII веке заселялась выходцами из Украины. Поэтому на этот вопрос нельзя быстро ответить. Только скажу, что у нас очень богатые и разнообразные песенные традиции, обусловленные историей заселения края.
- Но все же каковы наиболее яркие особенности Воронежского фольклора?
- Если говорить о песенной традиции, то это многоголосье. Такие формы многоголосного пения мало где есть, а где и встречается, то совсем другое. Поэтому наши фольклористы считают, что наша южнорусская традиция - это, прежде всего, богатое многоголосье. Она еще связана с тем, что первые поселенцы здесь были служилые люди, то есть это мужское пение. Мужские традиции пения, сейчас, к сожалению, утрачены вовсе. Самой главной чертой многоголосья и вершиной фольклорных южнорусских жанров является песня протяжная. Мы сегодня пели несколько таких песен длинных, тянущихся, в которых людям часто бывают, не понятны слова. В данном случае здесь первое место занимает музыка, она и вызывает чувства.
Дарья Валихова
Фото и видео автора
17.10.2022