Память и росписи: в Воронеже появилась новая мастерская по сохранению народных ремесел

 Память и росписи: в Воронеже появилась новая мастерская по сохранению народных ремесел

8 октября в Воронеже открылась мастерская «Арт-наследие». В ней можно не только купить готовое изделие на русский народный мотив, но и создать свое собственное. В честь открытия в этот же день прошел бесплатный мастер-класс росписи по дереву.  

Найти в многоэтажном здании мастерскую, где собираются творческие люди, оказалось легко. Я просто пошла на звуки музыки и не ошиблась. Небольшое помещение, залитое лучами солнца, стеллажами с деревянными игрушками, книгами и даже коллекционными вещами. Как позже выяснилось, одной из особенно ценных является прялка возрастом почти в сотню лет. Рядом висит народное платье с бусами, платком и всей необходимой для образа атрибутикой. Помимо меня в мастерской уже осматривались все шестеро участников мастер-класса, ожидая начало. Это были мамы с дочерьми, которые решили попробовать новый вид досуга.

 – Проходите, давайте знакомиться. Я Анастасия Бедарева, преподаватель высшей категории, художник росписи по дереву. Помогу вам познакомиться с народной и авторской росписью по дереву и попробовать самостоятельно расписать подставку под кружку. А сейчас давайте присядем, выпьем чаю с тортиком, – предложила хозяйка мастерской, приглашая всех расположиться на небольшом диване и креслах напротив окна. Рядом на столике уже стояли чашки с чаем и разрезанный медовик.

Как оказалось, собственный уголок для творчества — это давняя мечта Анастасии Владимировны. Теперь, с открытием мастерской, она не только может заниматься любимым делом в своем личном пространстве, но и передавать свои знания и навыки желающим. А людей, которых интересует роспись по дереву, оказалось немало. Кто-то даже приехал из другого города.

– Ну вот, опять в газету попаду, – улыбнувшись, сказала одна из участниц мастер-класса Анастасия Мельникова, когда я попросила дать небольшой комментарий. – Я, как мама четырех детей, только недавно мелькала на какой-то газетной полосе, так еще и работаю на атомной электростанции. Приехала я с двумя младшими дочками - Лисой и Галей из Нововоронежа.

Как выяснилось, Елисавета и Галина Мельниковы увлекаются рисованием, а роспись по дереву воспринимают как новый интересный опыт.

 – Они увидели объявление в социальной сети и сказали, что хотят попробовать, так что пришлось ехать, – сообщила Анастасия Мельникова, попивая горячий черный чай. – Сейчас очень актуально изучение и сохранение нашей народной культуры. Хорошо, что проходят такие мастер-классы.

Красота с пользой

Выпив чаю, все дружно решили рассаживаться за рабочий стол. Рядом стоял высокий стеллаж, на полках располагались расписанные шкатулки различных размеров и форм.

«Можно будет подглядеть какую-нибудь идею для росписи», – подумала я и села поближе к шкатулкам.

Расписывать предстояло небольшую круглую заготовку из фанеры. Перед тем, как перейти к работе, Анастасия Бедарева рассказала нам об истории росписи по дереву и народного искусства России в общем.  

Первым делом нас познакомили с термином «инкрустация». Он обозначает технику декорирования какой-либо поверхности сочетанием различных материалов.

– Изначально инкрустацией занимались только мужчины, позже женщины тоже обучились этому ремеслу, внесли много новых красок в роспись по дереву. Сейчас даже есть фабрика «Городецкая роспись», где работают настоящие мастерицы по городецкой росписи. Например, Лилия Федоровна Беспалова является старейшим мастером-художником, – объясняет Анастасия Бедарева, параллельно раздавая книги по искусству росписи всем участникам. - На фабрике мастера не только привносят новинки в искусство росписи, но и стараются сохранять традиционные сюжеты. Чаще всего на изделиях изображают несколько типов композиций: цветочная (цветочные узоры, листики), сюжетная (дамы с кавалерами, сюжет охоты), анималистика (животные, птицы).

Оказывается, роспись делали не на любом предмете, а на том, что несет особый смысл и пользу своему хозяину. Многие, например, считали, что роспись на предметах быта отгоняет злых духов и зазывает добро в дом.

«Если это действительно так, то это самое безопасное место в городе», – подумала я, не сдерживая улыбку. Ведь в такой небольшой комнате кроме расписных шкатулок на полках стояло много воронежских матрешек авторской росписи Анастасии Владимировны.

Такая матрешка отличается от своих сестер каплевидной формой, к тому же «одета» в эксклюзивный народный костюм Воронежской губернии. Ее создала Елена Матвеева, ученица почетного гражданина Воронежа, члена союза художников РФ Петра Пономарева. Воронежская матрешка была неоднократно и по достоинству оценена на многих конкурсах и выставках самого разного уровня, в том числе и международных. Приобрести такую матрешку, как и многие другие авторские работы Анастасии Бедаревой, можно в ее мастерской или в группе во Вконтакте.

Искусство по правилам

Прослушав теорию, мы приступили к подготовке наших изделий.

Перед покраской небольшому кружочку из фанеры необходима грунтовка и последующая шлифовка. Таким образом краска ляжет единым ровным слоем.

– В идеале мы, конечно, расписываем на липе, ведь это мягкий, податливый материал, но заготовки из этого дерева достаточно дорогие. Для обучения и набивания руки хорошим вариантом станет фанера, – объясняет Анастасия Владимировна, давая участникам потрогать заготовки из липы и фанеры для сравнения.

Пока заготовки сохли после грунтовки, мы тренировались на листочках бумаги выводить отдельные элементы, которые будут составлять наши композиции. Для правильного выполнения элементов есть свои правила, например, определенное положение корпуса тела и кисти (она должна быть перпендикулярно полу). Некоторым участникам мастер-класса элементы давались удивительно легко, и я не могла не поинтересоваться, в чем секрет.

– Я не интересовалась росписью по дереву до этого, просто мама увидела объявление и спросила, не хочу ли я поучаствовать, – рассказала ученица 7-го класса Татьяна Зюзина. Как оказалось, в детском саду она уже была ученицей Анастасии Бедаревой. Отсюда и опыт.

Оставить заготовку спокойно сушиться на столе и не уронить ее пару раз на пол было для меня невозможно, и каждый раз приходилось снова шлифовать свой кусочек фанеры, мало ли краска плохо ляжет. Но самое сложное было еще впереди, ведь теперь предстояло выбрать композицию и начать работать с красками.

 – Так как времени у нас не так много, можно облегчить нам задачу и перевести композицию из уже представленных примеров и приступить к росписи, – сказала Анастасия Владимировна, раздавая нам бумажные кружки с нарисованными элементами.

Все работало по принципу копировальной бумаги, что помогло почти безошибочно перевести на свою заготовку желаемый рисунок. И вот пришло время красок.

– А можно сделать зеленый фон? И вот так элементы можно изображать? – уточняла Галина Мельникова, намечая элементы своей композиции.

 – Поэтому художников и не пускают в народную роспись, – с улыбкой произнесла хозяйка мастерской, – они всегда хотят сделать что-то по-другому, добавить чего-то своего. Это, конечно, неплохо, но нельзя также забывать и про сохранение традиций росписи по дереву.

Кроме требования традиционной техники выполнения элементов, есть еще некоторые правила. Так, начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

– Лучше всего заполнять элементы от светлых к темным, вода не будет менять цвет краски и ее не нужно будет часто менять на чистую, – поделилась хитростью Анастасия Владимировна.

Все приступили к росписи своих будущих подставок для кружек. Два часа упорной работы дали свои плоды. Петух в центре моей композиции получился достаточно аккуратным, чего нельзя сказать о ромашках, которые шли по бокам заготовки. Их изогнутые лепестки разного размера смотрели во все стороны света и никак не хотели помещаться в мою маленькую заготовку. Если бы фоном рабочего процесса не были песни группы «Руки Вверх», я бы не смогла закончить роспись и упала духом.

Постепенно один за одним все участники закончили роспись и могли полюбоваться своими работами.

– А сейчас пришло время розыгрыша еще одного бесплатного мастер-класса. Напишите, пожалуйста, свои имена и положите в контейнер, – сказала Анастасия Бедарева, раздавая всем участникам по небольшому листочку.

В этой лотерее победила Анастасия Мельникова, теперь она может бесплатно посетить еще один октябрьский мастер-класс. Уже в ближайшем будущем Анастасия Бедарева планирует провести  кроме росписи по дереву курс уроков по живописи, а саму мастерскую расширить для большего удобства. Всю новую информацию о мастер-классах можно узнать в группе «Арт-Наследие».   

Елизавета Еписеева

 Фото и видео автора

17.10.2022