"Мне приятно рассказывать людям о народных промыслах, а они будут рассказывать другим"
Анастасия Бедарева - художник, мастер росписи по дереву. Более восьми лет Анастасия преподает художественные дисциплины в воронежской детской школе искусств №13. А еще она мечтала открыть свою мастерскую. Наконец, 8 октября ее мечта сбылась: состоялось открытие мастерской художественной росписи по дереву «Арт-наследие». Мы там побывали, вместе с другими гостями приняли участие в мастер-классе, а потом поговорили с Анастасией Бедаревой о том, каким был ее творческий путь и как она пришла к открытию собственной мастерской по сохранению народных традиций.
- Я не из Воронежа, а из города Нягань Ханты-Мансийского автономного округа. Наша семья много раз переезжала, и вот мы оказались в поселке Каменка, - рассказала Анастасия. - Особая любовь к народным промыслам у меня возникла, когда я еще училась в художественной школе в 2004 году. Первое, что я расписала, - медальон, а потом матрёшка. Всё сохранилось, хотя переезжали мы раз двадцать. После окончания школы возник вопрос о том, куда пойти учиться, ведь мне хотелось заниматься росписью дальше. Мой преподаватель Марина Петровна Лазаренко порекомендовала Воронежский государственный педагогический университет, где учат росписи по дереву. Только она промолчала, что там будет и рисунок, и живопись, и портреты. А вот изучения художественной росписи за пять лет было недостаточно, поэтому я искала мастеров, читала литературу и училась сама.
Затем судьба свела меня с Еленой Матвеевой, мастером росписи по дереву, в том числе знаменитой воронежской матрешки. Я не планировала так сразу матрёшкой заниматься, потому что это было ново, незнакомо, я всё-таки хотела разную роспись изучать - мезенскую, городецкую. А Елена Геннадьевна потихоньку переманивала меня к росписи матрешек, к чему я не была готова. Я ведь не просто мастер, а в первую очередь преподаватель и мне нужно знать разные виды росписи.
Работа для души
- Открыть мастерскую было моей детской мечтой, долгое время только думала об этом, но не предпринимала никаких действий. Наверное, не была готова. Сейчас же я стала чувствовать, что в квартире мало места для работы, а еще что расту в профессиональном плане. Я постоянно участвую в разных фестивалях и выставках как мастер росписи по дереву, как преподаватель. Многие люди интересовались, провожу ли я мастер-классы. Но я объясняла, что работаю в школе, куда не могу приглашать посторонних, ну а квартира есть квартира.
В итоге я поняла, что пора воплощать мечту в жизнь. Конечно, были трудности и сомнения, первые два года у меня не получалось, мешал финансовый фактор. А этим летом я уже решила всерьёз попробовать и открыть мастерскую росписи по дереву «Арт-наследие».
Прибыль в мастерской не является для меня главной целью. Это скорее работа для души. Я прихожу сюда, спокойно занимаюсь своими делами. Если будут люди приходить на мои мастер-классы, я буду только рада. Видимо, преподавать у меня в крови. Мне приятно рассказывать людям о народных промыслах, а эти люди будут рассказывать другим. Так будет происходить культурное просвещение.
Сейчас буду начинать мастер-классы с росписи по дереву, так как к этому душа больше лежит. Постепенно буду вводить в работу живопись, рисунок и другие виды прикладного творчества.
Способ привлечь людей к народной культуре
- Сейчас в Воронеже проходит много фестивалей и выставок, и люди их охотно посещают. Вот недавно проходил фестиваль «Воронеж многонациональный», я, к сожалению, не смогла посетить его. Но на этом фестивале проходят выставки народных промыслов региона, города, даже страны, и это большое событие.
Моя мастерская – это тоже один из способов привлечь людей к народной культуре. Если честно, хотелось бы, чтобы желающих узнать про роспись было больше. Может, со временем люди, которые когда-то интересовались мастер-классами, увидят, что я всё-таки открыла мастерскую, и захотят ее посетить. В первую очередь мне хотелось бы просвещать детей, потому что всё начинается с детства. Вот честно, если бы меня в детстве не научил мой преподаватель росписи по дереву, я, может быть, и не знала бы о ней и других видах прикладного творчества. Она вдохновила меня стать преподавателем и продолжить заниматься росписью. Я очень рада, что есть люди-энтузиасты, которые возрождают любовь к народному творчеству. Жаль только, что не так много молодых мастеров. Большинство мастеров, которых я знаю, гораздо старше меня.
Сейчас есть люди, которые пытаются возродить культуру народного промысла. У этих мастеров я и обучаюсь. Сейчас, например, я прохожу курсы по уфтюжской росписи, это вообще здорово. Многие мастера занимаются только одним видом росписи. Я же буду изучать разные виды росписи, хотя бы владеть основами техниками. Мне это интересно, для меня это важно.
Не сколько, а как
- Да, порой сложно найти время на творчество. Бывает сложно совмещать роспись по дереву с работой и учебой в магистратуре. Тяжело найти мастера по производству заготовок из дерева и фанеры, чтобы и цена заготовки была приемлемой. Но я справлюсь с этой проблемой, ведь самое важное – энтузиазм, а у меня его достаточно!
Раньше много делала изделий по индивидуальным заказам: были и свистульки, и неваляшки, а когда начала заниматься воронежской матрёшкой, то много заказов было и на нее. Даже очередь была, люди полгода и даже год ждали свой заказ, потому что мастеров росписи по дереву мало. Но люди были готовы ждать. Конечно, бывало, что я чисто физически не могла выполнить заказ, но я не бросала заказчиков, а направляла их к достойному мастеру. И сейчас есть люди, которые желают купить изделия с росписью по дереву. Но я пока не беру заказы, т.к. для них нужно время, а у меня пока другие цели.
У меня был период, больше года, когда я в свободное время росписью по дереву совсем не занималась. У меня была основная работа в школе, где я много времени и энергии тратила на творчество во время работы с детьми. На работу «для души» не оставалось ни сил, ни желания. Сначала была идея уйти из школы, но потом я поняла, что просто устала. Мне нужен был перерыв. И потом я со временем все чаще бралась за кисть и краски. Так всегда у творческих людей: они могут надолго оставить свое дело, но точно не навсегда. «Творчество приходит, но от него не уходят», - говорю я всегда.
Тем, кто хочет начать свое дело, я могу дать только совет.
В первую очередь нужно любить своё дело. Что бы ты ни делал, главное – делать это для души, тогда всё остальное придёт. Ведь когда цель стоит только заработать, то творчество не пойдет никак, потому что мозг по-другому работает, и работы выглядят иначе. На то она и ручная работа! Кто творит для души, тот думает о том, как именно расписать дощечку, чтобы она была красивой. А кто приходит за прибылью, тот думает о том, сколько ему нужно расписать, чтобы получить много денег. В погоне за прибылью вдохновение покидает мастера. Главное, чтобы творчество приносило радость!
Римма Тройникова
Фото автора
17.10.2022