И бабайки летают, и лешие водятся

И бабайки летают, и лешие водятся

Фольклорист, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Марина Александровна Тростина поведала слушателям Школы межэтнической журналистики о том, как открыла для себя мир народной мудрости.


«В наше время все в мире поддаётся цифровизации. Но не стоит забывать и об искусстве, которое создавалось веками, - говорит Марина Александровна. - Возникший на заре человеческой истории фольклор находится в постоянном развитии, чутко и оперативно реагируя на все изменения, происходящие в жизни общества. Фольклор – уникальное искусство, гармонично вместившее в себя и многовековой народный опыт, и духовную культуру, и особенности мировоззрения человека определенной исторической эпохи, и национальный характер в целом».

Изучением русского фольклора Мордовии занимается Кафедра русской и зарубежной литературы МГУ им. Н. П. Огарева. В последние годы работа по сбору фольклорного материала, его обработке и систематизации заметно активизировалась: ежегодно проводятся научно-педагогические чтения «Русский фольклор Мордовии в контексте отечественной культуры», на кафедре под руководством  Тростиной работает студенческий научный кружок «Русский фольклор на территории Мордовии: формы бытования и трансформации», ведётся спецкурс «Русский фольклор Мордовии», в рамках учебной практики проводятся полевые экспедиции в села Республики Мордовия.

Сама Марина Александровна – автор более ста работ по русскому фольклору родного края. Кроме того, под ее руководством студенты готовят свои научные публикации и конкурсные работы. Так, в 2022 году три студентки стали лучшими докладчиками в секции по устному народному творчеству на традиционной Международной научно-практической конференции «Ломоносов». Члены жюри отметили актуальность и новизну их исследований. В центре научных интересов молодых ученых и их руководителя обрядовый фольклор, устное творчество социально-профессиональных сообществ, новые виды и формы городского фольклора.

К примеру, одна из первых работ по «ковидному» фольклору - «Народные рассказы о COVID-19» - была подготовлена совместно со студенткой Ксенией Шишкановой и опубликована в журнале «Уральский исторический вестник». «Если честно, то во время экспедиций и фольклорных практик что только не случается,- улыбается фольклорист, - в некоторых местах и Бабайки летают, и лешие водятся».


Всё началось с Пурдошек

«После первого курса мы с научным руководителем, известным фольклористом, профессором Александром Марковичем Шароновым поехали в село Пурдошки Темниковского района, - вспоминает Тростина. - С моими однокурсниками мы окунулись в жизнь глубинки. Пурдошки - село с богатой историей. Это, кстати, одно из самых отдалённых сел нашей республики. Есть даже шуточное выражение, которое употребляют, когда человек долго добирается: «Ты что, через Пурдошки ехал?». С той самой первой практики и началась моя любовь к народному поэтическому слову». Дипломная работа также была создана на основе фольклорного материала. А ещё увлекательные фольклорные практики, двадцать летних выездов в села Мордовии, участие в четырех Всероссийских конгрессах фольклористов, региональных, Всероссийских и Международных конференциях.

По мнению исследователя, фольклор воспитывает чувство прекрасного и способствует накоплению практического опыта.

«Приметы – вещь верная»

Марина Александровна призналась, что хоть она и кандидат наук, но человек суеверный: «Вообще, приметы – вещь верная». К сожалению, сейчас людей-знатоков местного фольклора с каждым годом становится всё меньше. Поэтому очень важно запечатлеть как можно больше народной мудрости, ведь это отдельный пласт культуры. Радует, что среди молодежи есть те, кто интересуется и занимается фольклором: «Бывали даже такие истории, - вспоминает педагог, - на фольклорной практике студентку укусило какое-то насекомое.  У неё начался отёк. А село отдалённое, в Чамзинсоком районе. Я звоню в скорую, мне сообщают, что машин нет и советуют поставить больной укол. Едва студентке стало легче, первое что попросила: «Марина Александровна, а можно я с практики не уеду?».

По признанию педагога, интерес к работе на фольклорной практике приходит не с первого дня обучения: «Им видится, что сказки, были, пословицы – это всё вычитано, всё это они знают. Но учебный курс выстроен так, что мы постоянно углубляем знания и расширяем представление. У нас сначала идёт устное народное творчество, затем, во втором семестре, русский фольклор Мордовии. А летом – практика, знакомство с носителями фольклора. И к осени уже становится ясно, кому это не интересно, а кто будет заниматься этой темой дальше. Возможно всю жизнь». 

Алина Васякина

12.10.2022